где ЭС – экономичность системы;
K1, K2 – коэффициенты, характеризующие уровни кооперирования и концентрации производства.
Коэффициент корректировки уровня кооперирования определяется по формуле:
K1 = γК/γiК, (3.21)
где γ – доля кооперированных поставок в общей себестоимости продукции искомого предприятия и предприятия, принятого за условную базу.
Такой же принцип может быть использован при определении коэффициента, учитывающего уровень концентрации производства:
K2 = ФОСi/Ф’ОС, (3.22)
где ФОСi и Ф’ОС – стоимость основных производственных фондов данного предприятия (объединения) и предприятия (объединения), принятого за условную базу
2. За показатель эффективности производства в методике принята производительность труда, исчисленная по нормативно-чистой продукции:
ЭП = ПЧ/Р, (3.23)
где ПЧ – объем нормативно-чистой продукции предприятия;
Р – общая численность работающих.
3. Показатель эффективности системы управления находится по следующей зависимости:
ЭУ = ЭС/ЭП, (3.24)
Таким образом, чем меньше ЭУ тем выше эффективность системы управления, так как, чем ниже уровень затрат на управление и выше производительность труда, тем рациональнее и экономичнее производство.
Затраты на управление в год, тыс. руб. 800
Стоимость, тыс. руб.
основных производственных фондов 8200
нормируемых оборотных средств 6500
Доля полуфабрикатов по кооперированным
поставкам, % от общей стоимости продукции 6
Выпуск нормативно-чистой продукции, тыс. руб. 39
Численность работающих 10
За базовое принято предприятие со стоимостью основных производственных фондов 9,02 млн. руб. и долей полуфабрикатов по кооперированным поставкам 5% от общей стоимости продукции.
Коэффициент, характеризующий уровень кооперирования:
K1 =6:5 = 1,2.
Коэффициент, характеризующий уровень концентрации производства:
K2 = 8200/9200 = 0,9.
Тогда экономичность системы управления предприятием:
ЭС = 80000/(8200 0,9 + 6500 1,2) = 5,26
Производительность труда по нормативно-чистой продукции:
ЭП = 39/10 = 3,9
Эффективность системы управления предприятием:
ЭУ = 5,26/3,9 = 1,35
Подобный расчет можно произвести по всем сравниваемым предприятиям и сделать вывод об эффективности той или иной системы управления производством.
Анализ стратегических возможностей
Выявление стратегических проблем.
Определение списка "сильных" и "слабых" сторон предприятия ООО "ЮМА", а также угроз и возможностей рассмотрены с помощью матрицы SWOT [8, с. 87].
В квадрантах, образованных на пересечении "сильных" и "слабых" сторон, возможностей и угроз записаны меры, направленные на минимизацию или полное устранение негативных последствий, а также шаги, обеспечивающие успешное внедрение благоприятных возможностей (см. Рис. 12).
Матрица SWOT
Возможности: 1. Увеличение ассортимента выпускаемой продукции. 2. Укрепление службы реализации. 3. Сокращение издержек |
Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Рост продаж замещающих продуктов. 3. Возрастание силы торга у покупателей и поставщиков. 4. Изменение потребностей. 5. Неблагоприятная политика правительства. | |
"Сильные" стороны: 1. Прекрасная компетентность руководителей и исполнителей. 2. Хорошая репутация у покупателей. 3. Прогрессивная технология изготовления продукта. 4. Низкая себестоимость. 5. Широкая сеть распространения товара. 6. Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации. |
1. Освоить выпуск нового товара – вареников с творогом и картофелем. 2. Установить новые долгосрочные связи с оптовыми покупателями производимого товара. 3. Провести анализ состояния и использования материальных ресурсов предприятия, в ходе которого должны быть выявлены неиспользуемые запасы, сверхнормативные запасы незавершенного производства и готовой продукции. |
1. Постараться сформировать потребительское предпочтение товара у покупателей, путем обеспечения их большей информированности о качественных отличиях этого товара от товаров конкурентов. 2. Укрепить связи с поставщиками, путем заключения долгосрочных договоров. 3. Больше работать по предоплате, что позволит сократить дебиторскую задолженность. |
"Слабые" стороны: 1. Отсутствие ясных стратегических направлений. 2. Узкая номенклатура выпускаемой продукции. |
1. Использовать возможности, разработать стратегию по увеличению ассортимента товаров, снижения издержек и выхода на новые рынки. |
1. Найти резервы повышения прибыли и пополнения за счет нее собственных оборотных средств. 2. Усилить рекламное давление для формирования позитивного мнения у населения о выпускаемом товаре. |
Рис. 12.
Формирование миссии
При разработке миссии необходимо учитывать интересы определенных групп людей, оказывающих влияние на деятельность организации. К ним относятся: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом. Кроме того, должны быть учтены следующие пять факторов [11]:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались его профиль и стиль деятельности, место на рынке;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания организации;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает организация.
Учитывая названные факторы, миссия организации может быть сформулирована следующим образом:
"Предприятие призвано активно работать на рынке продуктов питании. Прекрасная компетентность руководителей и исполнителей организации предопределяет ее важное место на рынке, крепкие налаженные связи с деловыми партнерами, многолетнее сотрудничество и хорошая репутация у покупателей обязывают предприятие к плодотворной работе. Существование организации благоприятно сказывается на уровне занятости населения региона.
Создание организации преследуем несколько целей:
1) Получить и постепенно увеличить объемы наличных денежных поступлений;
2) Закрепиться на выбранном секторе рынка;
3) Способствовать решению проблемы утилизации и переработки лома, металлических отходов и т. п.
4) "Решить" проблему реализации металлопроката, лома, отходов, связанных с металлоработами;