Из табл. 27 видно, что плановое задание по снижению трудоемкости продукции в целом по предприятию перевыполнено. Плановое задание по снижению трудоемкости продукции к прошлому году: 32/33,2 *100 = 101%;101-100 = +1%. Фактическое снижение трудоемкости к уровню прошлого года: +1%.
Плановый прирост производительности труда (часовой выработки) за счет снижения трудоемкости продукции:
ΔСВпл = (ΔТЕ%*100) / (100 – ΔТЕ%) = 1*100 / (100 + 1) = 0,99%.
Фактический рост производительности труда за счет снижения трудоемкости к уровню прошлого года: 0,99%.
План по снижению трудоемкости выполнен. Между трудоемкостью продукции и уровнем производительности труда существует обратно пропорциональная зависимость. Поэтому общая удельная трудоемкость продукции зависит от тех же факторов, что и среднечасовая выработка рабочих. Снижение трудоемкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда.
Для роста производительности труда необходимо использовать разнообразные возможности не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Однако в каждый период выделяется и используется приоритетный резерв.
Факторы, влияющие на уровень производительности труда, классифицируются по следующим признакам и объединяются в группы:
– природно-климатические создают естественные предпосылки для определенного исходного уровня производительности труда;
– технико-организационные предопределяют развитие производительных сил общества;
– социально-экономические представляют целостную систему общественных отношений, как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере и опосредующих технико-организационное взаимодействие средств производства и рабочей силы.
Среди социально-экономических факторов роста производительности труда особое место занимают условия труда. Согласно оценкам экономистов, во вредных условиях сегодня работает свыше пяти миллионов человек, причем треть из них – женщины. Улучшение условий труда можно обеспечить созданием безопасных технологических процессов, машин и оборудования, использованием эффективных форм организации труда и производства, исключающих вредное воздействие на организм человека. Наиболее важными являются меры профилактического и технологического характера, поскольку они влияют на причины неблагоприятных условий труда. Необходима единая научно-методическая основа установления льгот и компенсаций и объективная оценка реального воздействия условий труда на работоспособность и здоровье человека. Причем, главным при решении этих задач должен быть не столько экономический эффект, сколько социальный. Сегодня среди многообразия факторов роста производительности труда определяющую роль играет научно-технический прогресс. По оценкам специалистов за счет этого фактора обеспечивается две трети прироста производительности труда.
2.5.3. Анализ влияния мероприятий по улучшению организации труда. Анализ кадрового потенциала.
На предприятии ООО "ЮМА" большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров, т. к. для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации.
Небольшое количество производственных рабочих обуславливает необходимость наличия у них универсальных умений. В то же время в небольшом коллективе лучше развито чувство товарищества, взаимовыручки. Необходимое внимание обращается на повышение квалификации работников предприятия независимо от занимаемой должности, что положительно сказывается на результатах работы.
Охрана труда на предприятии поддерживается на должном уровне: своевременно производятся инструктажи по технике безопасности с персоналом организации, приспособления и оборудование содержатся в работоспособном состоянии, персоналом организации предпринимаются меры, направленные на постоянное повышение культуры производства – все это обеспечивает высокую степень безопасности труда и минимизирует травматизм на производстве.
Анализ маркетингового потенциала.
На предприятии ООО "ЮМА" функции отдела маркетинга исполняет замдиректора. Он непосредственно назначает окончательную цену на произведенный продукт, находит каналы его сбыта, принимает участие в разработках стратегии по привлечению потребителей и обеспечению конкурентных преимуществ товара.
Установление окончательной цены на произведенный товар происходит с учетом следующих факторов [5, с. 119]:
1) наличием спроса на товар;
2) суммы издержек по его производству;
3) степени интенсивности конкурентного давления;
4) тактическими задачами, которые стоят перед организацией в определенный период (увеличение объема продаж, удержание рынка, снятие напряжения конкурентной борьбы и т. п.)
На предприятии ООО "ЮМА" была внедрена бесперебойная система поставки сырья и всего другого потребного оборудования и комплектующих.
В силу того, что основной объем реализуемого товара (до 90%) приобретается одним оптовым покупателем, больших проблем, связанных с поиском каналов сбыта оставшейся части оконных блоков, не возникает. Однако, данное распределение всего объема произведенной продукции таит в себе угрозу больших финансовых потерь в случае отказа основного клиента от покупки товара. В этом смысле, видится более перспективным налаживание устойчивых связей с большим количеством оптовиков для страхования своей предпринимательской деятельности от неблагополучных колебаний конъюнктуры на спрос этого товара.
Положение дел в рекламе продукции также неудовлетворительно. Несмотря на то, что продукция уже пользуется определенным устойчивым спросом, данный показатель можно увеличить, если грамотно провести рекламную компанию продукта, и увеличит тем самым информированность и заинтересованность в нем покупателей.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать определенные выводы о выявленных "сильных" и "слабых" сторонах организации, угрозах и возможностях.
"Сильными" сторонами организации являются:
1) прекрасная компетентность руководителей и исполнителей;
2) хорошая репутация у покупателей;
3) прогрессивная технология работ;
4) низкая себестоимость;
5) широкая сеть распространения товара;
6) наличие инновационных способностей и возможностей их реализации.
К "слабым" сторонам организации можно отнести:
1) отсутствие ясных стратегических направлений;
2) узкая номенклатура выпускаемой продукции.
В качестве возможностей для данного предприятия можно выделить следующее:
1) увеличение ассортимента выпускаемой продукции;
2) укрепление каналов реализации, путем нахождения большего числа оптовых покупателей;
3) сокращение издержек путем урезания выявленных неиспользуемых запасов, сверхнормативных запасов незавершенного производства и готовой продукции;
Угрозами для предприятия могут выступить следующие факторы: