Товарные характеристики и спектр дополнительных услуг вместе создают объективные характеристики товара, обеспечивающие товарам различную конкурентоспособность. При оценке товара потребитель анализирует полученные выгоды от товара. Эти выгоды называют термином "атрибут".
Атрибуты товара обладают различной значимостью в сознании потребителя. Значимость атрибута отражает ценности и приоритеты, с которыми потребитель связывает полученные выгоды.
Различают компенсационную и некомпенсационную оценку товара. При компенсационной оценке слабые стороны товара могут быть компенсированы сильными. Для сравнения товаров используют аддитивные критерии. При некомпенсационной оценке слабые стороны товара не могут быть компенсированы сильными.
В конечном итоге проблема оценки товара состоит в соизмерении всей или основной массы потребительских характеристик. В качестве интегрального показателя для такого соизмерения предлагают использовать функцию полезности.
Рассмотрим способ оценки полезности товара, основанный на оценке степени близости реальных значений потребительских характеристик рассматриваемого товара к желаемому потребителем значению этих показателей. Предполагается, что полезность для потребителя конкретной модификации товара тем больше, чем меньше реальные характеристики отличаются от желаемых потребителем.
При компенсационной оценке товара результирующую полезность от приобретения единицы товара можно определить следующим образом:
Показатели и характеризуют степень соответствия стоимостных и качественных характеристик оцениваемого товара требованиям потребителя. Коэффициенты показывают весомость атрибутови . Коэффициенты должны удовлетворять следующим требованиям:
При оценке стоимости товара потребитель анализирует цену потребления товара, состоящую из цены покупки и цены эксплуатации. Показатель, характеризующий близость стоимостных параметров товара требованиям потребителя, можно записать в следующем виде:
,
где - весомость характеристики цена покупки;
- весомость характеристики цена эксплуатации;
- единичный параметрический показатель цены покупки;
- единичный параметрический показатель цены эксплуатации.
Показатели легко рассчитать с помощью соотношений:
где - пороговое значение цены покупки товара;
- пороговое значение цены эксплуатации товара;
- цена покупки товара;
- цена эксплуатации товара;
- желаемая цена покупки товара;
- желаемая цена эксплуатации товара.
Превышение цен покупки и эксплуатации выше пороговых значений исключает потребление товара в рассматриваемом сегменте рынка. Условия входа товара на рынок по ценовым факторам записывается следующим образом:
Единичные параметрические показатели качества можно разделить на пять групп.
1. Показатели характеристик, увеличение значения которых желательно для потребителя. Показатель для этой группы параметров можно записать в виде:
где - значение -го показателя рассматриваемого товара;
- минимально допустимое значение -го показателя, при котором товар допускается на рынок;
- значение -го показателя, при котором потребитель полностью удовлетворяет свою потребность.
Условие входа товара на рынок для показателей первой группы записывается следующим образом:
2. Показатели характеристик, уменьшение значения которых желательно для потребителя. Показатель для этой группы можно записать в виде:
где - максимально возможное значение -го показателя, при котором товар допускается на рынок.
Условие входа товара на рынок для показателей этой группы записывается следующим образом:
3. Показатели характеристик, присутствие которых желательно для потребителя. Показатель , если -й показатель присутствует в рассматриваемом товаре. Показатель , если -й показатель отсутствует в товаре.
Если показатель входит в состав нормативных параметров, определяющих условие входа товара на рынок, то товар на рынок допускается, если .
4. Показатели характеристик, отсутствие которых желательно для потребителя. Показатель , если -й показатель отсутствует в рассматриваемом товаре. Показатель , если -й показатель присутствует в товаре.