Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991 - 1992 г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Настоящая работа посвящена организации управления налогообложения юридических лиц в условиях рынка.
Целью работы является изучение системы изъятия налогов РФ на современном этапе экономического развития.
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имеют законы «О государственной налоговой службе РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Затем провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц и необходимость совершенствования системы налогообложения в современных условиях.
Объектом исследования является Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району г. Орска. В дипломной работе рассмотрены все виды налогов, взимаемые Октябрьским ГНИ с юридических лиц.
На примере этой инспекции в дипломном исследовании сделана попытка провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц.
В дипломной работе проведён анализ планирования деятельности ГНИ, т.е. рассмотрены все виды планов, которые составляются ГНИ Октябрьского района для эффективного достижения целей организации и для осуществления деятельности.
Проведён анализ выполнения бюджетных назначений на 1997 год по Октябрьскому ГНИ г. Орска и анализ динамики налоговых поступлений за 1996 - 1997 г.г. А также приведены финансовые санкции за снижение или сокрытие основных видов налогов в 1997 году.
Рассмотрен и проведён анализ контроля в организации системы налогообложения; анализ системы мотивации труда персонала ГНИ.
Рассмотрены и проанализированы основные методы материального стимулирования работников ГНИ октябрьского района, а также методы, удовлетворяющие социальные потребности людей.
В настоящей работе рассмотрены вопросы совершенствования системы налогообложения, как фактор, повышения эффективности системы налогообложения юридических лиц: необходимость совершенствования правовой базы налоговой системы - системы налогов и налоговых льгот, а также совершенствование организационной структуры ГНИ. Рассмотрены методы, обеспечивающие предотвращения уклонения от уплаты налогов, приведён пример.
Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом. Учёт особенностей различных регионов - жизненно важная необходимость при построении практически любой налоговой системы. Без учёта индивидуальных особенностей различных регионов невозможно успешное развитие экономики.
Для максимального учёта специфических региональных и местных особенностей властям на местах должна быть предоставлена необходимая свобода манёвра в налоговой сфере. Однако региональная налоговая политика не должна идти в противоречие с политикой общегосударственной.
Определяющее значение для построения налоговой системы государства имеют реально сложившиеся пропорции в распределении хозяйственных функций между центральной государственной администрацией и органами власти в регионах и на местах. Необходимо отметить, что в любых государствах, особенно федеративных, значительная часть доходов ложится на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
В разных странах бывают совершенно различны как общее количество региональных и местных налогов, так и их доля в соответствующих бюджетах. В этой связи важна оценка налоговой системы с позиции определения единых принципов взаимодействия со стороны центрального правительства с органами власти субъектов федерации (где они есть) и местных органов власти в налоговой сфере. Это находит выражение в определении уровня самостоятельности органов государственной власти различных уровней в установлении и введении различных налогов и сборов, а также в изменении ставок по этим платежам, предоставлении льгот и отсрочек платежей.
Какими бы многочисленными не были сочетания этих факторов, из можно классифицировать по отдельным группам. В настоящее время представляется возможным выделить три формы взаимодействия бюджетов различных уровней по формированию доходов. Их можно обозначить как «разные налоги», «разные ставки», «разные доходы».
Суть формы «разные налоги» заключается в том, что каждый уровень государственной власти страны вводит свои налоги и сборы. Доходная часть каждого бюджета формируется исключительно за счёт законодательно закреплённых за данным бюджетным уровнем налогов.
На сегодняшний день можно выделить два основных варианта этой формы:
1. предусматривает полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этом способе каждый уровень государственной власти самостоятельно устанавливает те налоги и сборы, которые на его взгляд необходимы в данный момент на данной территории. Денежные средства, полученные от применения различных налогов, в полном объёме поступают в бюджет того органа власти, который непосредственно ввёл тот или иной налог. Чтобы избежать соблазна значительно повысить налоги, должны устанавливаться определённые ограничения. Это может быть, например, установление максимального возможного уровня совокупной суммы налоговых изъятий на определённой административной территории.
2. предусматривает неполное разделение прав и ответственности различных уровней государственной власти в установлении налогов. Это означает, что органы центральной власти устанавливают чёткий и исчерпывающий перечень различных налогов и сборов, которые могут быть установлены в данной стране. При этом законодательно оговорено, какие конкретно налоги имеет право вводить каждый уровень государственной власти. Далее высший орган представительной власти вводит в действие федеральные (общегосударственные) налоги, а органы государственной власти других уровней принимают решение о введении тех или иных налогов и сборов только из установленного законом перечня для конкретного уровня.
Вторая форма налогового взаимодействия между бюджетами различных уровней, как уже было сказано выше, называется «разные ставки». Суть её заключается в том, что виды налогов, ставки, условия их взимания и другие вопросы устанавливает центральный орган власти. Региональные и местные органы государственной власти определяют ставки налога в пределах части, зачисляемой в соответствующий бюджет. При этом общий размер налоговой ставки, устанавливаемой ниже стоящим уровнем, может ограничиваться центральным правительством.