Занижение налога на прибыль и применение финансовой санкции произошло по следующим причинам: необоснованное отнесение затрат на себестоимость, занижение выручки, неправильное применение льгот.
По налогу на имущество за 1997 год всего доначислено 3587 млн. руб., выявлено камеральными проверка 33 млн. руб., налог составляет 202 млн. руб., финансовая санкция составляет 343 млн. руб.
Причины, по которым применена финансовая санкция следующие: неправильное исчисление среднегодовой стоимости имущества.
Плательщикам акциз, стоящим на учете в ГНИ Октябрьского района является одно предприятие: акцизы на бензин ОАО «ОНОС». Акциз всего доначислено 61357 млн. руб., финансовых санкций по этому налогу не применено.
Основанием административной ответственности за нарушение налогового законодательства является административное правонарушение.
В соответствии с действующим законодательством административно-наказуемыми нарушениями налогового законодательства признаются:
1. сокрытие (занижение) должностными лицами прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения; отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушениями установленного порядка и искажение бухгалтерских учетов; представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, бланков, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
2. непредставление предприятиями, учреждениям, организациями справок и документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика; отказ допустить к обследованию помещений предприятия, учреждений; непринятие мер по устранению выявленных налоговыми инспекциями нарушений законодательства о различных обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности; невыполнение требований налоговых органов о приостановлении операций предприятий по расчетным и другим счетам в банкам и иных финансово-кредитных учреждениях.
К административным правонарушениям, посягающим на налоговую систему, следует отнести и нарушение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Положения о применении контрольно-кассовых машин: ведение предприятием денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины; осуществление торговых операций предприятием после приостановления его деятельности; невыдача чека лицом, обязанным выдать его или выдача чека с указанием суммы, менее уплаченной.
За совершение правонарушений, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая инспекция может применить штрафы от двух до семи минимальных размеров оплаты труда. Законом же «О применении контрольно-кассовых машин» установлен гораздо больший размер штрафа, налагаемого на юридических лиц,– в 700-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Порядок наложения административных штрафов должностными лицами налоговой службы регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О Государственной налоговой службе».
Налоговые преступления являются наиболее опасным видом правонарушений в сфере налогового законодательства. Такие действия причиняют значительный ущерб финансовым интересам государства и зачастую способствуют криминализации экономики. По этому законодательству не ограничиваются применением к виновным только финансовых санкций или наложением административных наказаний и устанавливают в ряде случаев уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства.
Уголовное законодательство устанавливает ответственность налогоплательщика за уклонение от подачи декларации о доходах, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения,–наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах является наиболее жестким и в то же время эффективным средством предупреждения налоговых преступлений.
Налогоплательщик не может быть привлечен к уголовной ответственности, если непредставление декларации или несвоевременная ее подача связана с болезнью или другими исключающими вину обстоятельствами.
Уголовный кодекс предусматривает ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах – наказывается штрафом в сумме до трехсот пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством.
В случае умышленного сокрытия доходов в крупных или особо крупных размерах помимо финансовых санкций, прилагаемых к налогоплательщику – юридическому лицу, руководители и другие должностные лица предприятий, организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности.
К налоговым преступлениям относятся такие деяния, как противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Устанавливается ответственность за уклонение от неявки в органы ГНИ для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках дохода (прибыли) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов налоговой службы. Такие действия при применении уголовного закона наказываются штрафом в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Также существует уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства, может наступить и по другим статьям уголовного кодекса.
Так, в соответствии с уголовным кодексом преступным признается незаконное предпринимательство, т.е. за предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, а также с нарушением, а также с нарушением условий лицензирования в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение таких действий влечет уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от одного года, либо штраф от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой.
Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям.
Уголовный закон, устанавливая ответственность за подобные нарушения, как бы повышает действенность и эффективность финансовых и административных санкций, применяемых органами налоговой службы.
Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства во многом зависит от следующих факторов:
a) правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства;
b) формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли);