При этом цели и содержание Налогового кодекса не должны сводится только к унификации и упорядочению нынешнего налогового законодательства. В нем должны быть развиты и реализованы концептуальные идеи следующего этапа налоговой реформы, предусматривающие:
1. дальнейшее снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды;
2. расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения;
3. решение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшением контроля за соблюдением налогового законодательства.
Таким образом, меры по совершенствованию налоговой системы будут направлены в основном на ослабление ее фискального перекоса, устранение несоответствий и противоречий, создание для законодательных плательщиков «режима наибольшего благоприятствования» при уплате налогов, а также на общую либерализацию налогового законодательства России.
Итак, первоочередная задача налоговой политики, предусмотренная в проекте Налогового кодекса, – это облегчение налогового бремени производителей за счет уменьшения изъятий из прибыли и недопущения двойного налогообложения. С этой целью предусматривается сокращение количества налогов путем их укрупнения и отмены нерыночных целевых налогов, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Так, предлагается отмена всех налогов с выручки (в частности, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание соцкультбыта и др.). Поскольку налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличие реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект – чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства, тем больше общая сумма таких налогов. Кроме того, предусматривается отменить налоги, дающие незначительные поступления, и налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на приобретение транспортных средств.
Предполагается объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу и налогоплательщиков. Это платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на моторное топливо, отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного). Взамен трех платежей в указанные фонды – обязательного медицинского страхования, занятости и социального страхования – вводится один платеж – социальный налог, уплачиваемый по единым правилам и в единые сроки. Это не только более удобно для налогоплательщиков, но и обеспечивает унификацию учета и отчетности, системы ответственности и размеров пеней, а также действенный контроль за государственными ресурсами.
В результате количество действующих сегодня более чем ста пятидесяти налогов, сборов и иных обязательных платежей сократятся до чуть более тридцати.
Вторым направлением налоговых преобразований является расширение налоговой базы за счет сокращения налоговых льгот и создания в результате этого справедливого перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Количество налоговых льгот, также как и количество действующих налогов, планируется уменьшить примерно до тридцати вместо существующих почти двухсот.
Упрощение налогообложения напрямую ведет к созданию более наглядной, действенной и объяснимой налоговой системы. Излишние сложности отрицательно влияют на общественную психологию и отвращают от многих начинаний, а кроме того, создают благоприятную почву для различных укрывательств и ухищрений.
Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей налоговой системы возможно разрешить одну из самых злободневных проблем российской экономики – низкую собираемость налога.
Собираемость налогов и улучшение платежной дисциплины предприятий связаны, в частности, с неравномерностью налогового бремени, которое несут различные сектора экономики России.
Вклад конкретного сектора экономики в ВВП не обязательно совпадает с его долей в налоговые поступления по двум причинам:
1. различна способность предприятий секторов платить налоги. Например, сельское хозяйство неспособно платить их, поскольку этот сектор убыточен. Поэтому его место в налоговых поступлениях (1,1%) значительно ниже его доли в производстве товаров и услуг (10,7%);
2. многие предприятия легальным и нелегальным способами избегают уплаты налогов. Предприятия тех секторов, где избежать налогов легко, естественно, платят их меньше. Для России таким сектором является банковский.
Различия в налоговой нагрузке для промышленности, сельского хозяйства и банковской деятельности говорят о крайней неравномерности налогообложения в зависимости от принадлежности к тому или иному сектору. Внутри промышленности, также как и во всей экономике, налоговое бремя распределяется крайне неравномерно. Устранение этих перекосов является резервом обеспечения бюджетных поступлений.
Вряд ли можно найти какую-либо еще область экономических отношений, которой уделялось бы такое же внимание со стороны общественности и субъектов хозяйствования, как налогам. Никогда, ни при каких общественных формациях налоги не могут удовлетворить всех, поскольку это – всегда безвозмездное, безэквивалентное и обязательное изъятие определенной части доходов у плательщиков, будь то предприятие, организация. Поэтому, при совершенствовании налоговых отношений речь идет прежде всего об их оптимизации, о поиске таких решений, которые более всего удовлетворяли бы желаниям плательщиков, с одной стороны, и потребности государства, с другой.
Прежде всего, налоговая политика должна способствовать экономическому процветанию жителей. Налог не должен быть «наказанием» за успешную работу и не должен влиять на принятие экономических решений. Налоги призваны приносит доходы для покрытия государственных расходов. Государство при этом должно заниматься оказыванием лишь тех услуг, которые не могут быть оказаны частным сектором во благо большинства жителей.
Следующее требование – соблюдение принципа равенства и справедливости, т.е. налоговая система должна предусматривать равные условия и правила обложения по всей стране; тяжесть налогового бремени должна быть распределена между всеми в равной степени. Налоговая система должна быть простой и наглядной, действенной и объяснимой. Правительство должно отвечать за действенное применение налоговых доходов, поступающих в казну.
И последнее требование гласит, что налоговая система сама должна обходиться малыми управленческими издержками, т.е. административные расходы для управления налогами и соблюдения налогового законодательства должны быть минимальны.
Заключение
Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение на территории Российской Федерации новой системы налогообложения. В конце 1991 года в России практически проведена налоговая реформа.