· средний уровень цен на подобные услуги в Брянске.
Определим: сколько нормочасов теоретически мы можем продать в месяц. Имеем: 2 человека работают по 8 часов 21 день в месяц.
2 * 8 * 21=336 н/ч в месяц.
Это в идеальном случае при загрузке на 100%. Однако, реально это совсем не так. В этом случае нужно использовать ключевые показатели сервиса, такие как продуктивность и эффективность.
Продуктивность есть показатель использования рабочего времени механиками, иногда называемый загрузкой. Она рассчитывается как отношение продуктивного времени (времени работы над заказами) к времени присутствия механиков на рабочем месте (перерыв на обед не в счет). Эффективность же отображает использование времени работы над заказами и равна отношению проданных часов к времени присутствия механиков на рабочем месте. При этом не имеет значения, были ли эти часы проданы клиентам либо были работой по гарантии. В практике автосервиса известен средний показатель для продуктивности 65–85 %. Для эффективности средний показатель 90–110 %, максимально возможный 120%.
Для стабильно работающего предприятия, как показывает практика, загрузка (продуктивность), при которой предприятие начинает приносить прибыль, составляет от 55 до 70%.
Анализ положения предприятия показал, что при ценах, больших чем у конкурентов, предприятие имеет максимально возможную загрузку в целом. Предположим, что и при осуществлении данного проекта будет так же. Квалификация персонала высока, примем эффективность его работы за 100% и дальше о ней речи вести не будем. Анализ конкурентов выявил, что средняя по Брянску цена на услуги по диагностике и ремонту электронных систем автомобиля составляет 400 руб. за нормочас. Заниматься ценовым демпингом бессмысленно, цена для расчетов принимается такой.
Прогнозируя объем реализации необходимо учитывать возможный спрос. Для расчетов примем коэффициент загрузки Кз:
· Низкий спрос – загрузка 40%, коэффициент загрузки 0.4;
· Средний спрос – загрузка 70%, коэффициент загрузки 0.7;
· Высокий спрос- загрузка 100%, коэффициент загрузки 1.
Отмечу, что загрузка на 100% реальна при максимальных продуктивности и эффективности (85% * 120%=100%), а также при постоянной очереди клиентов.
Теперь можно составить прогноз объема реализации услуг за месяц в денежном выражении в зависимости от загрузки. Объем продаж будет:
· Низкий спрос: 0.4*336*400=53760 руб.
· Средний спрос: 0.7*336*400=94080 руб.
· Высокий спрос: 1*336*400=134400 руб.
Расходы и привлечение денежных средств
Мы знаем, что нам надо и сколько это стоит. Теперь попытаемся подсчитать величину первоначальных расходов и текущих издержек.
Таблица 17.
Первоначальные расходы.
Покупка оборудования |
400000 |
Доставка и монтаж оборудования |
20000 |
Подготовка помещения (электропроводка, освещение, вентиляция и т.д.) |
20000 |
Обучение персонала |
10000 |
Всего |
450000 |
Именно столько денег надо вложить в проект. Для их получения придется обратиться в банк за кредитом. Предприятие обслуживается в Брянском филиале ОАО «ЮНИКОРБАНК». Принято решение не привлекать собственные средства предприятия, так как это может нанести ущерб существующим видам деятельности. Тогда получается:
· Сумма кредита - 450000;
· Процент по кредиту – 20% годовых;
· Погашение кредита ежемесячно равными долями.
Кредит может быть получен на срок от одного года до трех лет. Соответственно ежемесячные выплаты будут разными (таблица 18).
Таблица 18.
Ежемесячные выплаты по кредиту.
Выплаты |
Кредит взят | ||
на 1 год |
на 2 года |
на 3 года | |
Возврат кредита |
450000 |
450000 |
450000 |
Проценты за кредит |
90000 |
180000 |
270000 |
Итого |
540000 |
630000 |
720000 |
Ежемесячные выплаты |
45000 |
26250 |
20000 |
Анализируя таблицу видно: чем больше срок кредита, тем меньше ежемесячные выплаты. Это важно! Надо выбрать оптимальный, а значит и самый выгодный вариант.
Текущие издержки предприятия традиционно делятся на постоянные и переменные. Поскольку продуктом предприятия является услуга, расчет издержек ведется на месяц. Так организован управленческий учет на предприятии.
К постоянным издержкам предприятия по создаваемой услуге отнесем следующие (таблица 19).
Таблица 19.
Постоянные издержки.
Аренда помещения |
3500 |
Амортизация оборудования |
5600 |
Расходы на содержание и обслуживание помещения |
2000 |
Расходы на содержание непроизводственного персонала |
1000 |
Вмененный налог |
3200 |
Расходы на рекламу |
1600 |
Итого: |
15900 |
Пока еще в постоянных издержках не учтены выплаты по кредиту. Рассмотрим теперь предполагаемые постоянные издержки (таблица 20) учитывая данные из таблицы 18. Что будет происходить в течение трех лет существования проекта в зависимости от срока кредита?
Таблица 20.
Постоянные ежемесячные издержки по годам в зависимости от срока кредита.
Годы реализации проекта |
Кредит взят | ||
на 1 год |
на 2 года |
на 3 года | |
1-й год |
60900 |
42150 |
35900 |
2-й год |
15900 |
42150 |
35900 |
3-й год |
15900 |
15900 |
35900 |