1.1. Структура рынка
1.1.1. Продуктовые границы
В данной работе будет рассматриваться рынок автоматизации бизнес-процессов, который включает :
Описанные выше товарные группы являются взаимозаменяемыми, так как удовлетворяют потребность в улучшении ведения бизнеса, за счет внедрения программного обеспечения. В зависимости от бизнеса клиента, возможны 3 варианта автоматизации бизнес процессов: установка купленного программного обеспечения, адаптация программного обеспечения к бизнес-процессу клиента, разработка программы непосредственно для бизнеса клиента.
1.1.2. Географические границы
В данном отчете рассматривается рынок автоматизации бизнес процессов в пределах административных границ города Красноярска.
Географическое положение хозяйствующих субъектов на данном рынке практически не имеет никакого значения с точки зрения потребителей. Для потребителя большое значение имеет соотношение цена-качество, продолжительность работ по автоматизации, а также опыт и квалификация исполнителя заказа.
Если же рассматривать географическое положение хозяйствующего субъекта с точки зрения стоимости земли и арендных выплат, то данный фактор может существенным образом отразиться на бизнесе ввиду того, что стоимость земли в городе Красноярске разнится существенно.
1.1.3. Игроки на рынке
Конкуренты
На рынке г. Красноярска функционирует 129 компаний[1] различных организационно правовых форм, занимающихся автоматизацией бизнеса (см. продуктовые границы). Большинство субъектов данного рынка оказывает комплекс услуг, описанных в разделе «Продуктовые границы», но есть и те, кто оказывают 1 вид услуг, обычно это продажа программного обеспечения или консалтинг. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Потребители
Потребителями данного вида услуги являются юридические лица, различных форм собственности, работающие в различных отраслях, производящие продукцию или оказывающие услуги, находящиеся как в г. Красноярске так и за его пределами. Поскольку для рынка В2В географическая удаленность является менее важным фактором, чем для потребительского, то многие красноярские компании имеют клиентов за пределами региона.
Поставщики
В рассматриваемой отрасли по видам поставляемой продукции можно выделить 4 группы поставщиков:
1. Поставщики канцелярских товаров – фирмы г. Красноярска.
2. Поставщики орг.техники – орг.техника приобретается на российском рынке, но некоторые виды также могут поставляться из-за рубежа.
3. Поставщики материалов и запасных частей – материалы для ремонта орг.техники клиента и создания корпоративных сетей, автоматизации производства, поставляются как из России, так и из-за границы.
4. Поставщики программного обеспечения – многие красноярские компании занимаются внедрением системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения, поставляемого из-за границы. (системное – Windows(Microsoft), прикладное -1C и др.)
Государство
На красноярском рынке автоматизации последнее время не вводилось никаких специальных ограничений, которые бы отражались на специфике ведения бизнеса на рассматриваемом рынке. На данный рынок распространяется действие различных нормативных документов (например, закон «о техническом регулировании», закон «о защите конкуренции», закон «о естественных монополиях» и т.д.), которые упорядочивают и систематизируют деятельность хозяйствующих субъектов.
Стоит принимать во внимание высокую подверженность изменениям законодательства современной России. Изменение законодательства может существенно отразиться на деятельности компьютерных фирм г. Красноярска. Поэтому необходим постоянный мониторинг изменений законодательства РФ.
Ввиду большого числа фирм, ведущих свою деятельность на красноярском рынке автоматизации бизнеса фирмы, ведущие деятельность на данном рынке, должны вести добросовестную конкурентную борьбу, так как, в противном случае, это будет караться государственными органами власти, а имидж «недобросовестной» компании может значительно упасть в глазах клиентов.
1.1.4. Возможность получения экономии на масштабах
Так как данная отрасль является отраслью оказывающей услуги и в данном виде бизнеса нет больших постоянных издержек, а все издержки это в основном затраты на труд специалистов, которые могут составлять до 80%[2] в структуре затрат, поэтому получить экономию на масштабах невозможно.
1.1.5. Эластичность. Темпы роста рынка и отрасли
Таблица 1 – Темпы роста отрасли[3]
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Выручка млрд. руб. |
60 |
95 |
170 |
200 |
245 |
350 |
405 |
330 |
Темп роста | - |
158,3333 |
178,9474 |
117,6471 |
122,5 |
142,8571 |
115,7143 |
81,48148 |
Эластичность спроса = Темп роста отраслевого рынка / Темп роста отрасли
Поскольку данная отрасль оказывает услуги другим отраслям, а особенностью услуг является совпадение момента оказания с моментом потребления услуги. Тогда стоимость оказанных услуг за рассматриваемый период будет совпадать с выручкой по данному виду услуг.
Таблица 2 – Темп роста отраслевого рынка
Год |
2008[4] |
2009[5] |
Выручка млрд.руб. |
405 |
330 |
Доля в выручке[6] |
0,414 |
0,477 |
Выручка по оказываемым видам услуг млрд.руб. |
167,67 |
157,41 |
Темп роста | - |
93,88084 |