Эластичность спроса = 93,9% / 81,5% = 1,15
Эластичность спроса больше 1 следовательно спрос на товар эластичен, при изменении цены на 1%, изменение спроса составит 1,15%.
Рисунок 1 – Тенденция развития отрасли
Для построения тренда использовалась функция полинома 5-й степени. Так как величина R2 у данной функции тренда имеет наибольшее значение.
Данному прогнозу можно доверять с 1%-й ошибкой, при условии, что после кризиса рассматриваемого периода рынок вернется на до кризисный уровень, а влияние факторов, неучтённых в данной функции будет несущественным. Данный сценарий развития рыночной ситуации подтверждается экспертами, но, по их мнению, рост рынка не может быть столь быстрым.
1.1.6.Иностранная и межрегиональная конкуренция
На рынке г. Красноярска присутствуют три типа компаний – компании, работающие в Красноярске, компании работающие в регионах России и компании работающие в России и за ее пределами. За пределами России работают 10% компаний (ПРИЛОЖЕНИЕ), среди них 1 иностранная компания – Кредо-Диалог-Сибирь с главным офисом в г. Минск. Поскольку доля компаний работающих за пределами России не велика, то можно считать, что на нем преобладает межрегиональная конкуренция.
Поскольку поставщиками для компаний, продающих и устанавливающих программное обеспечение, могут быть как российские, так и иностранные компании, то на уровне поставщиков конкуренция межнациональная.
1.1.7.Институциональные барьеры входа-выхода
На рассматриваемом рынке не существует значительных институциональных барьеров входа в отрасль. Для этого нет препятствий со стороны государства и законодательства, т.е. при выполнении всех официальных требований (регистрация юридического лица, уплата налогов и т.д.) любая фирма может войти в данную отрасль. Также нет существенных отграничений доступа к капиталу. Для выхода из отрасли также нет существенных институциональных барьеров - фирма может продать своё имущество, и уйти с рассматриваемого рынка. В случае банкротства фирмы можно запустить законную процедуру банкротства.
1.1.8. Вертикальная интеграция
Компании данного рынка не подвержены влиянию со стороны поставщиков, на них большее влияние оказывают потребители, поэтому для данного рынка возможна только назад идущая интеграция с крупными промышленными компаниями или группами компаний. Примером такой интеграции сегодня является компания ООО ИТ-Сервис, входящая в группу Русал.
1.1.9. Диверсификация
Таблица 3 – Диверсификация (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
№ |
Количество видов услуг |
Количество компаний |
Доля компаний, % |
1 | 1 | 11 | 8,5 |
2 | 2-5 | 88 | 68,2 |
3 | 6-8 | 30 | 23,3 |
Данная отрасль является диверсифицированной, 91% компаний оказывает более одного вида услуг, большинство компаний отрасли - 68,2 % оказывают от 1 до 5 видов услуг.
1.1.10. Дифференциация
Для выделения первоначальных групп был применен метод Варда[7], как наиболее подходящий в данной ситуации для определения количества кластеров. В результате было выделено 20 кластеров[8]. (Характеристика кластеров см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г[9])
Рисунок 2 – Кластеры
Далее рассматривается дифференциация внутри групп (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), выводы сделаны на основе древовидных диаграмм, при построение которых использовалось евклидово расстояние и метод ближайшего соседа, а также взвешенный центроидный метод (для групп 1-9 и 14). Для групп 11-13, 15-17 и 19-20 был применен взвешенный центроидный метод и два вида расстояния – евклидово и расстояние городских кварталов[10].
1.1.11. Информация о товаре
Поскольку компании данной отрасли оказывают услуги и стремятся подойти к каждому заказчику индивидуально, то точную информацию можно узнать непосредственно в отделе по работе с клиентами, для продвижения и рекламы своих услуг компании в основном используют сайты, где можно видеть какие услуги оказывает компания, а также бизнес журналы.
1.1.12. Институциональная структура
Деятельность на данном рынке регулируют:
1. Налоговая служба;
2. Органы стандартизации и лицензирования
На рынке города Красноярска присутствует сеть 1С БИТ
1.2. Конъюнктура рынка
1.2.1. Стадия развития рынка
Для определения стадии развития рынка был проведен контент- анализ сайтов компаний.[11]
Основной вопрос исследования: на какой стадии развития находится рынок автоматизации бизнеса г. Красноярска?
Гипотеза: рынок автоматизации бизнеса находится на стадии роста, главным конкурентным преимуществом является ориентация на клиента.
По теории, каждой стадии развития рынка соответствует определённое соотношение конкурентных преимуществ. Последние отражаются в рекламных обращениях. Цель контент-анализа – определение структуры конкурентных преимуществ.
Единица анализа – сайт компании.
Таблица контент-анализ см. ПРИЛОЖЕНИЕ Е
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок находится на стадии использования преимуществ, рынок растет, упор делается на имидж компании и кадры.
1.2.2. Влияние экономических циклов
Данный рынок подвержен сильному влиянию экономических циклов, поскольку клиенты готовы вкладывать средства в улучшение своего бизнеса только в период процветания, когда есть для этого средства, а в период спада данная услуга не пользуется спросом, так как у клиентов нет средств для развития. Поэтому данный вид бизнеса сильно зависит от экономических циклов, это можно видеть на примере экономического кризиса 2008г.
Рисунок 3 – Динамика выручки[12]
На рисунке 3 видно, что падение выручки началось в 2009г., на год позже, чем начало экономического кризиса, это свидетельствует о том, что кризис вначале затронул бизнес компаний потребителей, а вслед за этим произошло падение в отрасли автоматизации, так как потребители в период кризиса отказываются от автоматизации ввиду нехватки средств.
1.2.3. Влияние сезонности
Сезонность не оказывает влияния на данную отрасль, так как автоматизация не связана с сезонностью, а больше связана с наличием средств и желанием улучшать свою деятельность у клиентов. Поэтому экономический цикл оказывает сильное влияние на данную отрасль, а сезонность нет.