По причине сокращения товарного выпуска за последние годы снижалась фондоотдача и выработка продукции на одного работника ППП. Однако, в1995 г. снижение происходило более высокими темпами, чем в 1996 г. Так снижение фондоотдачи в 1995 г. по сравнению с 1994 г. составило 68 копеек, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. 15 копеек. Снижение выработки продукции на одного рабочего соответственно по годам имело значение 18,9 % и 3,68 %.
Положительным моментом явилось снижение за период с 1994г. по 1996 г. удельных затрат заработной платы на рубль товарной продукции.
В 1996 г. было получено снижение затрат на рубль товарной продукции по сравнению с 1994 г. на 8,8 %, а по сравнению с 1995 г. на 10,8 %, что явилось следствием опережения роста товарного выпуска в оптовых ценах над его себестоимостью.
По реализованной продукции темп роста 1996 г. к 1995 г. составляет 18,5%, в то время как в 1995 г. к 1994 г. (92,6 %), то есть в 1996 г. наблюдается рост объемов реализации.
Рентабельность всей реализованной продукции в 1996 г. увеличилась до 16,1%, в том числе рентабельность коксовой продукции до 15,8 %, оставаясь, однако, на низком уровне.
Таким образом, снижение товарного выпуска происходило на фоне сокращения удельных затрат на рубль товарной продукции и повышения рентабельности реализованной продукции.
Теперь рассмотрим, более детально хозяйственную деятельность АО “Х” за 1994-1996 г.г.
рис. 1.1.1. Схема производства АО “Х”.
Углеподготовительный цех |
угли по
маркам |
- кокс доменный - кокс литейный - коксовый орешек - коксовая мелочь |
Коксовый цех |
шихта |
коксовый
газ
Цех улавливания |
Цех роданистых солей |
- смола каменноугольная - минеральные удобрения - сырой бензол - ЛПО |
- роданистый аммоний |
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется множеством показателей. Анализ же следует начинать с рассмотрения динамики обобщающих показателей, комплексно характеризующих эффективность его работы. Это позволит установить основные тенденции и характер развития предприятия.
Поэтому для начала охарактеризуем выпуск и реализацию продукции завода в денежном и натуральном выражении, а также остановимся на вопросах качества продукции и ритмичности ее выпуска. В ходе анализа будем использовать фактические данные за 1994 г., 1995 г., 1996 г. содержащиеся в форме 1П “Отчет предприятия по продукции“, а также воспользуемся плановыми показателями на 1996 г.
Данные для проведения анализа выполнения плана по производству и реализации продукции в денежном выражении представлены в таблице 1.2.2.1.1.
Как видно из таблицы 1.2.2.1.1. план по выпуску товарной продукции в 1996 г. АО “Х” перевыполнило на 6,1 % в фактических ценах и на 1,1 % в сопоставимых ценах.
Перевыполнение плана произошло за счет сверхпланового производства коксовой и химической продукции, а также в результате отгрузки шихты на сторону, не предусмотренной планом.
По объему реализации продукции план перевыполнен на 13,4 % в фактических ценах и на 8 % в сопоставимых. Причем, реализованная продукция за наличный расчет составила 15 %, а по взаимозачетам 85 % от общего объема реализации. Несовпадение оценок выполнения плана по товарной и реализованной продукции объясняется изменениями остатков на складе и отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.
Запланированные на 1996 г. объемы выпуска и реализации продукции, в сопоставимых ценах, и фактические темпы роста к 1994 г.,1995 г. составили:
По товарной продукции планировался темп роста 96,6 % фактически темп роста составил 97,64% к 1994 г. Это привело к перевыполнению плана по темпам роста на 1,04%.
Темп роста 1995 г. к 1993 г. составляет 79,95 %, что ниже темпа роста 1994г. к 1993 г. (81,92 %). Это свидетельствует о снижении товарного выпуска в стоимостном выражении.
По реализованной продукции планировался темп роста 109,7 % фактически он составил 118,5 %. Таким образом получено перевыполнение по темпам роста 8,8 %.
Таблица 1.2.2.1.1.
Выпуск и реализация продукции.
Показатели | План | Фактически | Отклонение от плана | Темпы роста | |||||
на 1995 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | сумма | % | 1995 г. | план | 1995 г. | |
| 1993 г. | 1994 г. | 1994 г. | ||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Объем реализации в ценах: | |||||||||
- оптовых - сопоставимых |
391294000 410778264 |
36969524 404406964 |
107839774 374522483 |
443818847 443818847 |
+52524847 +33040583 |
+13,4 +8,0 |
12р 109,7 |
3,63р 109,7 |
4,12р 118,5 |
2. Товарная продукция в ценах: | |||||||||
- оптовых - сопоставимых |
412937000 433498965 |
50083200 547856523 |
129221150 448779000 |
438187468 438187468 |
+25250468 +4688503 |
+6,1 +1,1 |
8,75р 79,98 |
3,2р 96,6 |
3,39 97,64 |