Из этой таблицы мы можем увидеть что при увеличении числа магазинов в 1999 году на 5 (29%) прибыль увеличилась на 57% (6,4 млн. руб.), в 1998 увеличении числа магазинов на 6 (55%) прибыль увеличилась на 10% (1 млн. руб.), данное явление объясняется тем, что Госкомимущество перестало продлевать договор на аренду помещений под магазины (ВВЗ «Майкопский» не имеет своих собственных помещений). Таким образом ВВЗ «Майкопский» в апреле лишилось 3 и в мае еще 1-го магазина, но тем не менее прибыль увеличилась на 1 млн. руб Следовательно расширение фирменной торговли одно из довольно эффективных мер по расширению сбыта
Другим главным преимуществом фирменного розничного канала распределения является возможность получения дополнительной прибыли путем торговой наценки. В целях более полного восприятия этого эффекта можно привести структуру цены на единицу продукции (в данном случае емкостью 0,5 литра).
Таблица 3.15.
Структура цены на водочную продукцию
Наименование статьи |
ед. изм. |
СУММА |
Полная себестоимость Прибыль (заложенная) |
руб. руб. |
5,81 0,81 |
Оптовая цена |
руб. |
6,12 |
Акциз НДС |
руб. руб. |
16,80 4,58 |
Отпускная цена (опт. торговля) |
руб. |
28,00 |
Торговая наценка |
руб. |
3,00 |
Посуда |
руб. |
2,00 |
Розничная цена в фирменной торговле |
руб. |
33,00 |
Таким образом предприятие, реализуя продукцию оптовому покупателю, получает прибыль в размере 3,4 % от полной себестоимости товара, тогда как при розничной продаже предприятие обеспечивает прибыль в размере торговой наценки 10,7 % от отпускной цены плюс первоначальная сумма прибыли, то есть по мере увеличения налогов происходит возрастание конечной прибыли, что очень важно учитывать при сегодняшней политике в данной отрасли.
На основании данных бухгалтерского учета сумма торговой наценки за 1998 и 1999 года составила:
Таблица 3.16.
Сумма торговой наценки
Показатель |
1998 год |
1999 год |
Сумма торговой наценки тыс. руб. |
1781 |
1141 |
Сумма годовой торговой наценки на 1 магазин тыс. руб. |
104,7 |
51,9 |
Суммарные годовые затраты |
897,9 |
903,7 |
Затраты на 1 магазин |
52,8 |
42,7 |
В 1999 году, несмотря на увеличившийся объем розничной реализации, произошло снижение суммы торговой наценки на 640 тыс. руб Это объясняется снижением процента торговой наценки в 1999году на 5,7%. Данное явление так же является следствием того, что ВВЗ «Майкопский» не учло печального опыта предыдущего 1998 года и потеряло 4 высоко-прибыльных магазина, 2 в «Черемушках» и 2 магазина в «Центре».
Целесообразно открыть 4 фирменных магазина в этих же районах и 1 в районе «Военного городка», т.к. там отсутствуют фирменные магазины, в том числе и фирм конкурентов. Рассчитаем эффективность данного мероприятия.
Затраты на 5 новых магазинов составят 5*42,7=218,1 тыс. руб.
Сумма торговой наценки составит 5*51,9=259,5 тыс. руб.
Прибыль составит 259,5-218,1=41,4 тыс. руб.
Рентабельность данного мероприятия составит 41,4/218,1=18,7%
Из диаграммы видно, что расширение фирменной торговли приносит весьма ощутимую прибыль. В создавшихся условиях предприятию необходимо пользоваться этим фактором, постепенно увеличивая свою розничную сеть на территории республике Адыгея и пытаться расширять ее за пределы республики.
Одной из проблем предприятия в сфере продвижения товара на рынок является запрет проведения рекламы на алкогольную продукцию постановлением Правительства Российской Федерации в таких средствах массовой информации, как радио и телевидение.
До 1997 года предприятие ограничивалось лишь распространение буклетов, отражающих перечень и основные характеристики продукции, по определенным регионам Р.Ф.
В 1998 году управление заводом было принято важное решение — опубликовать информацию о производимой продукции в нескольких российских печатных изданиях :
- журнал-справочник «Рынок», известный своей популярностью в 460 городах России и издаваясь общим тиражом в 50.000 экземпляров, является одним из наиболее доступных и удобных источников получения информации об основных производителях на территории Российской Федерации.
- журнал-справочник «Дон-Кубань» — один из известных и предпочитаемых изданий на территории северо-кавказского региона и прилегающим к нему территорий. Возможность доступа ограничивается 26 городами основных северо-кавказских республик, Краснодарского края и Ростовской области.
В настоящее время ОАО ВВЗ “Майкопский” выработал определенный график выхода рекламы в перечисленных печатных изданиях, используя при этом предоставляемые льготы в связи с периодическим использованием данных услуг, выраженные в бесплатных рекламных поддержках.
Исходя из сужения потребительского спроса на выпускаемую продукцию и в результате проникновения на рынки нелегальной и более дешевой продукции, предприятию, в целях сохранения существующих объемов реализации, необходимо информировать большее количество потенциальных покупателей о своем существовании и конкурентоспособности предлагаемых товаров путем расширения своей фирменной рекламы через доступные на сегодняшний день каналы.