Отношение к работе в данных конкретных производственных условиях (третий уровень отношения к труду) есть выражение частной модификации общих социально-экономических и производственных условий в пределах особенностей конкретного участка работы (завода, цеха) и зависит от условий труда, организации производственного процесса, формы и размера оплаты и многих других переменных, присущих данному конкретному участку работы.
Функциональный анализ
Объективные факторы:
1. социально-экономическая обстановка в стране,
2. экономическое состояние региона и отрасли,
3. условия труда на предприятии и в подразделении,
4. содержание труда,
5. его безопасность,
6. санитарно-гигиеническим состояние производственной среды,
7. уровнем организации
8. оплата труда,
9. морально-психологический климат.
Субъективные факторы:
1. пол,
2. возраст,
3. образование,
4. воспитание,
5. семейное положение,
6. профессия,
7. стаж работы,
8. личный опыт,
9. общая и профессиональная культура,
1. Такие факторы как: уровень образования, ценностные ориентации, содержание труда, возможность карьерного роста - в первую очередь формируют «профессионально» мотивированного работника в его отношении к труду.
2. Содержание труда и заработная плата в равной степени определяют удовлетворенность трудом.
3. Производительность труда в большей мере зависит от объективных факторов, формирующих отношение к труду.
4. Объективные факторы в большей степени влияют на отношение к труду, чем субъективные.
5. Система стимулирования труда в большей мере не влияет на отношение работников к труду.
6. Основным мотивом трудовой деятельности работников промышленных предприятий является получение денег.
Исследование имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента исследования. Требование репрезентативности при формирование выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители всех основных групп, которые должны участвовать в массовом исследовании: работники промышленных предприятий.
Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие смысловые блоки:
Ø Социально-демографический
Ø Субъективные факторы
Ø Объективные факторы
Ø Трудовое поведение
Ø Отношение к труду, работе, профессии
Ø Удовлетворенность трудом
Результаты будут обрабатываться на компьютере.
При анализе результатов будут использоваться следующие методы:
1. Вычисление частот и частностей
2. Ранжирование
3. Вычисление величин средней тенденции
4. Укрупнение группировок
5. Анализ двухмерных зависимостей между профессией и отношением к труду, между производительностью труду и влиянием объективных факторов, между производительностью труда и влиянием субъективных факторов, между стимулированием труда и отношением к труду работников, между трудовыми мотивами и производительностью, между трудовыми мотивами и отношением к труду, работе, профессии.
Пермский государственный технический университет
Кафедра социологии и политологии
АНКЕТА
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению отношения к труду и факторов его формирующих у работников промышленных предприятий Пермской области.
Порядок заполнения анкеты
Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выберите тот ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению, и обведите кружком цифру напротив него. Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.
Свою фамилию указывать не надо. Содержание отдельных анкет не разглашается.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе.
Пермь - 2004
1. На каком предприятии Вы работаете? Напишите точное название предприятия.
2. Ваша должность, профессия, по которой Вы работаете сейчас:
1) Профессия (для рабочих)
2) Должность (для специалистов и руководителей) _
3. Ваше образование:
1) начальное (до 7 классов включительно)
2) 8-9 классов
3) общее среднее (10-11 классов)
4) среднее профессиональное (профессиональное училище, лицей)
5) среднее специальное (техникум, колледж)
6) незаконченное высшее и высшее
4. Ваш возраст:
1) – до 20 лет
2) – до 25 лет
3) – до 30 лет
4) – до 35 лет
5. Ваш пол:
1) – мужской
2) – женский
6. Ваше семейное положении:е
1) - холост (незамужем)
2)– женат ( замужем)
3)– вдовец (вдова)
4)– разведен (разведена)
7. Есть ли у Вас дети?
1) – да
2) – нет
8. Стаж работы:
1) общий трудовой лет
2) на данном предприятии лет
3) в данной должности (профессии) _лет
9. Укажите Ваш тарифный разряд (для рабочих):
1 разряд |
2 разряд |
3 разряд |
4 разряд |
5 разряд |
6 разряд |
7 разряд и выше |
ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11. Какая у Вас категория (для ИТР и специалистов)?
Высшая категория |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
4 категория |
5 категория |
Категории не имеете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12. Что Вы считаете самым важным в жизни? (можно выбрать несколько ответов)
1) хорошее образование
2) Признание со стороны общества
3) Крепкая семья, благополучные дети
4) Любимая работа
5) Высокие доходы
6) Уважение, авторитет в ближайшем окружении