Трудовая активность – основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.
Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в работе общественных организаций в обсуждении различных вопросов, в голосовании и т.д.
Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.
Трудовое поведение – результативный процесс, производная мотивация.
Мотивациявыражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.
Оценка труда – это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда, его содержанием и т.д.).
Удовлетворенность работой - это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценке возможностей реализации этих запросов.
Мотив – это побудительная причина, повод к определенным действиям и поступкам, внутреннее обоснование личностью своего поведения.
Объективные факторы - условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды;
Субъективные факторы - связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.
Отношение к труду
Отношение к Отношение к Отношение к работе
труду вообще профессии, к
специальности объективные субъективные
показатели показатели
1. место труда 1. мотивы выбора
в системе жиз- профессии 1. производитель- 1. требования,
ненных ценно- 2. оценка престижа ность предъявляемые
стей профессии 2. качество к работе
2. что является 3. степень удовлетво- 3. соблюдение тру- 2. степень удовле-
важным в труде ренности профессией довой дисциплины творенности рабо-
3. мотивы тру- 4. наличие ориентации 4. степень инициа- той в целом
довой деятельно- на смену профессии тивности работника 3.степень удовле-
сти творенности различ-
4. ориентация на ными элементами
труд при наличии трудовой ситуации
других источников 4. наличие ориента-
дохода ции на смену работы
Факторы, формирующие отношение к труду
Объективные Субъективные
Общие Специфические Предшествующий
опыт
Характер Содержание труда
обществ. Производственные
отношений условия труда Общая и профессиональ-
ная культура
Организация и оплата
труда
Психологические, демо-
графические и социально-
Социально-психологич. обусловленные особен-
климат коллектива ности человека и др.
Система семейного и
школьного воспитания
Средства массовой
информации и пропа-
А. Объективные показатели отношения к труду
а) степень ответственности и добросовестности в работе, означающая количество и качество выпускаемой продукции и уровень ответственности отношения к производственным заданиям;
б) степень трудовой инициативы рабочего, выявляемая как забота его об общественном производстве;
в) уровень дисциплинированности рабочего, выявляемый негативно через административные и общественные порицания.
Б. Субъективные показатели отношения к труду
а) понимание общественной значимости труда, которая определяется как оценка работы с точки зрения ее полезности для общества, содержательности труда и приносимого им заработка;
б) степень общей удовлетворенности работой, состоящая в оценке привлекательности выполняемой работы с учетом конкретных производственных условий;
в) степень удовлетворенности специальностью;
г) структура мотивов трудовой деятельности, которая выражается в отношении к различным характеристикам выполняемой работы и специальности.
Структурный анализ
При изучении отношения к труду необходимо учитывать три уровня этого отношения: 1) отношение к труду вообще; 2) отношение к профессии; 3) отношение к работе в данных конкретных производственных условиях.
На первом уровне отношения в качестве определяющих действуют факторы, наиболее общие для совокупности рабочих, т.е. отношение к труду обусловлено всей совокупностью общественных отношений, главным образом, социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда.
Что касается второго уровня – отношения к профессии, здесь наряду с общими социальными факторами отношение к труду во многом определяется совокупностью объективных возможностей развития личности в данном конкретном виде трудовой деятельности, т.е. зависит от функционального содержания труда по данной профессии, а также от индивидуальных особенностей рабочего, от его склонностей, профессиональных ориентаций и т.д.