рефераты по менеджменту

Факторы, формирующие отношение к труду работников промышленных предприятий

Страница
11

Удовлетворенность работой

Как видно из табл. 8, степень удовлетворенности работой в целом у рабочих является невысокой – ее индекс, рассчитанный по 5-балльной шкале, составил у швей в 1996 г. – 3,42, т. е. чуть выше оценки «удовлетворительно».

Удовлетворенность работой за три года с 1993 по 1996 гг. значительно снизилась (с 3,53 до 3,42). На это повлияло уменьшение степени удовлетворенности большинством элементов работы, в том числе: объемом выполняемой работы (с 3,12 до 2,90), организацией труда (с 3,05 до 2,85), санитарно-гигиеническими условиями труда (с 2,77 до 2,67), взаимоотношениями с руководством (с 3,64 до 3,32), размером заработка (с 2,97 до 2,61). Понизилась удовлетворенность условиями быта (с 3,03 до 2,91) и труда в целом (с 3,38 до 3,29) на предприятии.

Таблица 8

Индексы удовлетворенности работой рабочих швейных цехов предприятия в 1993 – 1996 гг.[44]

Индексы

Все рабочие

1993 г.

1996 г.

Число обследованных

Удовлетворенность работой в целом

Удовлетворенность отдельными элементами работы:

объемом выполняемой работы

напряженностью труда

организацией труда

содержанием труда

санитарно-гигиеническими условиями труда

режимом труда и рабочего дня

размером заработка

взаимоотношениями с руководством

взаимоотношениями с коллегами по работе

условиями быта на предприятии

условиями труда в целом

89

3,53

3,12

2,64

3,05

3,15

2,77

-

2,97

3,64

4,11

3,03

3,38

180

3,42

2,90

2,63

2,85

3,27

2,67

3,94

2,61

3,32

4,42

2,91

3,29

Сравнить как изменились индексы удовлетворенности работой в 1999 г. по сравнению с 1996 г. можно дополнительно проанализировав таблицу 9.

Сравнивая таблицы 8 и 9, нельзя однозначно сказать, что удовлетворенность работой выросла или снизилась. Дело в том, что удовлетворенность по одним отдельным элементам работы в сравнении с 1996 г. снизилась, а по другим элементам выросла. Так, увеличилась степень удовлетворенности организацией труда (с 2,85 до 3,40), содержанием труда (с 3,27 до 3,54), взаимоотношением с руководителем (с 3,32 до 3,81). Но удовлетворенность снизилась по таким элементам как: условия труда (с 3,29 до 3,20), заработная плата (с 2,61 до 2,36), отношения в коллективе (с 4,42 до 4,05).

Таблица 9

Оценка удовлетворенности работой[45]

Параметры удовлетворенности

Средняя оценка

Величина выбора, %

  1. Организацией труда
  2. Содержанием труда
  3. Условиями труда
  4. Заработной платой
  5. Распределением премий
  6. Отношениями в коллективе
  7. Отношением с руководителем
  8. Стелем и методами работы руководителя
  9. Возможностью влиять на дела коллектива
  10. Отношением администрации к нуждам
  11. Перспективами профессионального роста
  12. Объективностью оценки вашей работы
  13. Длительностью рабочего дня
  14. Вы бы проработали здесь еще 5 лет
 

3,40

3,54

3,20

2,36

2,64

4,05

3,81

3,34

3,16

2,87

2,61

2,32

2,68

3,40

31

40

62

85

31

69

49

15

17

33

32

20

29

10

Мотивы труда

По данным исследования в 1998 г., было опрошено 232 работника производственной сферы. Оценка уровня мотивации проводилась по пятибалльной шкале (табл. 10).

Выяснилось, что материальная заинтересованность является одним из основных стимулов трудовой активности, и именно это выделили респонденты в качестве самого значимого для себя и в своих коллективах мотива (77% и 71% выборов с оценками 4,54 и 4,61 балла соответственно). На втором месте оказались такие мотивы, как желание спокойно работать (условия безопасности в работе и социальный комфорт), а также хорошие отношения со стороны коллег. Обнаружились несоответствие взглядов коллектива с теми действиями, которые продуцирует у своих подчиненных руководство. Так, по мнению респондентов, главным у руководителей является побуждение подчиненных к проявлению творчества в работе, а на втором месте стоит инициирование в подчиненных сознания общественной значимости труда.

Состояние трудовой мотивации характеризуется основными признаками: общей трудовой пассивностью; низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста, определением социального статуса личности в большей степени по нетрудовым критериям; желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую, но неквалифицированную работу.

Таблица 10

Мотивы трудового поведения[46]

Мотивы

Значения

Значимы для меня

Главные в нашем коллективе

Хотел бы видеть у своих сотрудников руководитель

Средняя оценка, балл

Величина выбора

Средняя оценка, балл

Величина выбора

Средняя оценка, балл

Величина выбора

Стремление к получению большого материального вознаграждения

4,54

77

4,61

71

3,90

24

Стремление к продвижению по службе

3,75

37

3,78

30

3,80

40

Удовлетворение от хорошо выполненной работы

4,10

67

3,72

47

4,34

52

Уважение со стороны руководителя

4,38

64

4,20

62

4,28

41

Хорошее отношение со стороны товарищей

4,40

73

4,25

68

4,23

41

Стремление проявить себя, выделиться

3,29

20

3,75

22

4,20

36

Осознание общественной значимости своего труда

4,07

24

3,78

25

4,10

42

Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки

4,50

76

4,53

66

4,14

42

Желание избегать ответственности, самостоятельного принятия решений

3,56

19

3,69

26

3,36

8

Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе

4,03

30

3,24

30

4,17

40

Желание проявить творчество в работе  

4,14

19

3,26

20

4,10

55

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту