Количественная оценка эфф-ти упр-их решений затруднена из-за специфических особенностей управл-ого труда. Они состоят в том, что:- управлен-ий труд преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизио-логических возможностей людей;- фактические рез-ты, как и затраты на реал-ию конкретного решения, не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;- реализация решения сопряжена с определенными социально-психологи-ческими рез-ми, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем эк-их;
- рез-ты реализации решений проявляются опосредованно через деят-ть коллектива пред-ия в целом, в котором сложно выделить долю затрат труда управленческого. В итоге ото-ждествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых нап-равлено управленческое воздействие.
Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для предпринимательских кругов России. В прошлом в СССР и др странах соц ориентации, введение всего нового осуществлялось методами активного государственного вмешательства и централизованного бюджетного финансирования. В современных условиях хозяйствования старые механизмы внедрения нового уже не работают, а новые только формируются. Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Россия переживает подъем новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развитие новых организационных форм хозяйствования и фин деятельности, формируется рынок ц.б., рынок капитала и инноваций, рынок труда и т.д. В этих условиях буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от гос уровня управления до вновь созданного ООО в сфере малого бизнеса. В бывших соц странах вместо понятия “инновационный менеджмент” использовалось понятие управления НТП или внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для централизованно управляемой технологии. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юр и экон самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется разница в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Новшество-новый или обновленный продукт чьей-л.творческой деят-ти, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобраз-ия и исп-ия. Новшество м.представлять собойц новый материал, изделие, метод, технологию, услугу и т.д. Оформляется новшество обычно в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и т.п.
Инновация (нововведение) - новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобраз-ия или исп-ия, к тому же обладающее признаком новизны для потребителя.
Т.о., новатор-создатель новшества (как продукта его труда, содержащего новое реш-ие). новаторами м.б.физ.или юр.лица. инноватор-тот, кто принимает новшество к потреблению, т.е.к дальнейшему преобраз-ию или исп-ию. Фирма (менеджер) становится инноватором при соблюдении как минимум 2 усл-ий: после приобретения новшества и при опред.работе с нововведением. В совр.концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововвед-я-процессы (производственно-технол.), модификации продуктов и услуг.
Нововвед.-продукты считаются первичными. Они появл.в эк-ке предшествующего эк-го уклада, и само их появление означает фазу зарождения нового технол.уклада. однако его медленное разв-ие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний под защитой патентов и наличием коммерческой тайны. Нововвед.-продукты, обладающие более высокой потребит.стоимостью. создают на рынке эф-ую конкуренцию ,в отличие от ценовой конк-ии с ее застойными явлениями. В фазе доминир-ия нового технол-го уклада наблюдается распространение нововвед.-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад обществ-го пр-ва. Модификация выпускаемой прод-ии вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. В период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они выступают как нововведения. Известно, что переход от 1 качества к др требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). Процесс перевода новшества в нововведение или инновации также требуют затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
Инновац-ый менедж-т - это одно из направлений стратег-го менедж-та, которое определяет осн направления в научно-тех-нической и производст-ой деят-ти пред-ия, в области разработки и внедрения новой продукции, совершенствования уже существующей и снятия с произ-ва и реализа-ции устаревшей.Иннов-ый менед-нт разрабатывается на основе маркетинговых ис-след-ий, фин анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имид-жа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деят-ти на рынке и создаются новации. Затем с помощью НИОКР разрабат-ся новые виды деят-ти или товары (технологии) ~ инновации. После их оценки с точки зрени-я эк-й эффект-ти начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования, по результатам которого принимается решение о внедрнии его в массовое произ-во
Стратегический менеджмент (СМ)— это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспектив.
Принципы Стратегического Управления:
Открытость - Рaccмoтpeниe миpa кaк oбщeгo для вcex мecтa cнaбжeния, пpoизвoдcтвa и тopгoвли (тaк нaзывaeмaя глoбaлизaция пoвeдeния пpeдпpиятий). - Пpизнaниe тoгo, чтo caмыми эф-ми явл нeпocpeдcтвeнныe, нeфopмaлизo-вaнныe кoнтaкты (тaк нaзывaeмoe «пpeд-иe бeз двepeй»). - Пoдчepкивaниe тoгo, чтo взaимнoe дoвepиe дacт лyчший peзyльтaт, чeм caмыe эф-ыe opгaниз-ыe cиcтeмы.
Комплексный подход- Рeшeниe пpoблeм, a нe тoлькo выпoлнeниe фyнкций. - Отнoшeниe к opг-ии кaк к чacти oкpyж cpeды, кoтopaя пpeдcтaвляeт для opг-ии coвoк-ть шaнcoв и yгpoз и oпpeдeляeт ee дocтижeния. - Пpизнaниe тoгo, чтo для paзвития opг-ии cтoль жe вaжнo дocтижeниe эк-иx ycпexoв, cкoль и paзвитиe людeй.