** - нормы рационального потребления тканей бытового назначения и одежды в перерасчете на ткань (без нетканых материалов).
В расчете емкости рынка хлопчатобумажной продукции Республики Беларусь по группам тканей (таблица 1.7) использованы нормы оптимального уровня потребления хлопчатобумажных тканей и численности населения Республики Беларусь 9,8 млн. человек. В результате емкости рынка хлопчатобумажной продукции Республики Беларусь составит: 22 м. кв. * 9,8 млн. чел. =215,6 млн. кв. м.
Таблица 1.7
Емкость рынка хлопчатобумажной продукции в Республике Беларусь
Наименование |
Общая емкость рынка Республики Беларусь | ||
Потребность Млн. кв. м. |
Структура % | ||
Ткани Хлопчатобумажные, |
215,6 |
100,0 | |
Ситцевая группа |
51,7 |
25,0 | |
Бязевая группа |
12,9 |
6,0 | |
Сатиновая группа |
6,5 |
3,0 | |
Платьевая группа |
34,5 |
16,0 | |
Одежная группа |
23,7 |
11,0 | |
Подкладочная группа |
1,1 |
0,5 | |
Суровые ткани |
4,3 |
2,0 | |
Полотенечная группа |
6,5 |
3,0 | |
Платочная группа |
3,2 |
1,5 | |
Мебельно- декоративная |
3,9 |
1,8 | |
Одеяльная |
1,5 |
0,7 | |
Марля |
7,6 |
3,5 | |
Таким образом, номенклатура потребления хлопчатобумажных тканей строится, исходя из фундаментальных потребностей населения в конкретных видах одежды и предметов общесемейного пользования.
Потребность рынка в хлопчатобумажных тканях и изделиях из них согласно проведенным маркетинговым исследованиям составляет 215,6 млн. кв.м.
Если учесть, что нормальное состояние экономики считается, когда товарные ресурсы складываются на 80% из продукции отечественных производителей и на 20% - импортной, то исходя из этого потребность в продукции отечественных производителей (т. е. в продукции РУП БПХО) (промпотребление, спецназначение, больницы, интернаты и т. д.) составит 172,5 млн. кв. м.
Планируется следующее распределение готовых тканей РУП «БПХО» в 2005 году на внутреннем рынке (таблица 1.8).
Таблица 1.8.
Распределение готовых тканей на внутренний рынок
Наименование организаций |
Тыс. кв. м. |
Швейное производство РУП «БПХО» |
7200 |
Государственные структуры |
1700 |
Концерн «Белместпром» |
1100 |
Концерн «Белхудожпромыслы» |
1560 |
Концерн «Беллесбумпром» |
840 |
Белкоопсоюз |
540 |
Минторг |
1060 |
ИТОГО |
14000 |
Из многолетнего опыта работы РУП «БПХО» с государственными структурами произведен расчет их потребности в тканях готовых на 2005 год (в тыс. кв. м.):
Министерство труда и соцзащиты -49,5
Министерство здравоохранения -1500
Министерство по чрезвычайным ситуациям -20
Министерство обороны -30
Министерство внутренних дел -70
Государственный комитет пограничных войск -30
ИТОГО -1700
На РУП «БПХО» из собственных тканей производится швейная продукция следующего ассортимента: постельное белье, столовые принадлежности, халаты, рубашки, детский ассортимент и др.
Любое предприятие сталкивается с множеством многообразных конкурентов. Конкуренты предприятия часто влияют на его маркетинговую стратегию и успех в выходе на целевой рынок. Следовательно, конкурентную структуру, с которой сталкивается предприятие, нужно уточнить и проанализировать. После определения характеристик рыночной структуры, с которой сталкивается предприятие, необходимо оценить маркетинговую стратегию конкурентов. В частности, предприятие должно установить: какие территориальные рынки насыщены, а какие нет, маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов, образы конкурентов, отличительные преимущества конкурентов, степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества предоставляемые конкурентами.
Нужно определить конкурентов в общих понятиях, т. е. как можно более широко. Лучший способ выявить всех конкурентов – это провести исследование, каким образом люди принимают решение о покупке (на РУП БПХО с помощью анкеты).
Проведя маркетинговое исследование РУП БПХО выявило своих конкурентов в Республике Беларусь, странах СНГ и странах Дальнего и Ближнего зарубежья. Конкурентами РУП БПХО по производству хлопчатобумажной пряжи для трикотажной отрасли на внутреннем рынке являются РУУП «Гронитекс» ( 1500 тонн ) г. Гродно и СП «Сопотекс» г. Могилев. В 2003 году РУП БПХО реализовано товарной пряжи 1530 тонн, хотя производственные мощности позволяют выпускать около 20000 тон, что связано с отсутствием оборотных средств на закупку хлопкового волокна и несвоевременными расчетами за поставленную пряжу.