Отделу материально-технического снабжения (ОМТС) отдел маркетинга предоставляет заявки на приобретение материалов, необходимых для функционирования отдела, рекомендации по совершенствованию закупаемой упаковки для продукции. Получает техническую документацию и отгрузочные документы для осуществления перевода, согласовывает условия бартерных контрактов по импорту оборудования, материалов и комплектующих.
От отдела управления качеством (ОУК) получает план работы по стандартизации, сертификации и унификации, нормативно-техническую документацию по стандартизации и сертификации, проекты приказов и распоряжений по внедрению стандартов, информацию о введении новых и изменении действующих стандартов, проекты стандартов на отзыв, предоставляет отзывы на проекты стандартов, отчеты по стандартам, касающимся деятельности отдела маркетинга.
От централизованной бухгалтерии получает сведения о покупателях, допустивших просрочку с оплатой полученной продукции. Согласовывает условия платежей по заключенным внешнеторговым контрактам и распоряжения на отгрузку продукции на предмет соответствия условиям платежей по заключенным контрактам, получает информацию о суммах денежных средств, подлежащих оплате по отгруженной продукции, акты сверки взаиморасчетов.
С отделом энергоконтроля согласовывает условия заключаемых внешнеторговых контрактов с оплатой путем проведения энергозачетов, получает информацию о суммах проведенных зачетов за потребляемую электроэнергию.
От отдела отгрузки отдел маркетинга получает информацию об ассортименте продукции, имеющихся на складах, о реализации продукции, о продукции не пользующейся спросом.
Отдел маркетинга информирует финансовый отдел о подтверждениях покупателей о перечислении денежных средств, получает информацию о поступлениях денежных средств, оказывает помощь в составлении платежных поручений на перечисление валютных средств по импорту.
Тесные отношения с данными подразделениями помогают отделу маркетинга эффективно проводить свою работу.
Чтобы понять клиентов предприятия, его конкурентов, дилеров и т.п., ни одному деятелю рынка не обойтись без маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование – это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах связанных с маркетингом товаров и услуг.
Маркетинговые исследования, для того, чтобы быть эффективными, во-первых, должны носить систематический, а не случайный или несвязанный характер. Во-вторых, это не одноразовые мероприятия, они включают совокупность действий или процессов таких, как сбор данных, их запись и анализ.
Решение предприятия заняться маркетинговыми исследованиями не означает, что они должны быть сложными и дорогостоящими, типа пробного маркетинга и национального опроса отношения потребителей. Можно достичь своих целей через анализ собственных данных о продажах или неформальные встречи с сотрудниками сбыта. Что необходимо в маркетинговых исследованиях, так это системный подход и приверженность принципам объективности, точности и тщательности.
Наиболее распространенными методами маркетингового исследования проводимого на РУП БПХО является анкетирование индивидуальных покупателей о потребительских свойствах продукции и маркетинговый анализ по наиболее раскупаемым товарам.
РУП БПХО является сырьевой базой для трикотажной отрасли Республики и не только. От того, как работает объединение, во многом зависит работа многих предприятий Концерна «Беллегпром», таких как: «Бобруйсктрикотаж», ОАО «Моготекс», ОАО «Свитанак», ОАО «КИМ», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ОАО « 8 Марта».
Поставки пряжи в страны СНГ и в страны дальнего зарубежья осуществляются по давальческой схеме:
Ее суть состоит в том, что какое-либо предприятие дальнего зарубежья или СНГ закупает хлопок на Ливерпульской бирже и передает нашему предприятию. Из этого РУП БПХО выполняет его заказ, а остаток сырья использует в собственных целях, т.е. производит пряжу, ткани, постельное белье, спецодежду и другую продукцию остальным потребителям: странам СНГ или странам дальнего зарубежья, магазинам и потребителям РБ (фирмы «Евротрейд» г. Смоленск и «Неостейт» Великобритания).
Ткани производства РУП БПХО выгодно отличаются от тканей многих Российских производителей своим качеством, художественно – колористическим оформлением. В 2002 году предприятие получило международный сертификат соответствия СТБ ИССО 9001-96.
Из-за недостатка средств на закупку хлопка в 2003 году было 80% переработанного сырья получено по давальческой схеме. Давальческие договора заключались в основном на выработку суровых тканей.
Специалисты предприятия предприняли попытку просчитать прогноз емкости основных товаров хлопчатобумажной группы (таблица 1.6), который базируется на основе разработок Российских ученых по нормам рационального и оптимального потребления на душу населения, приведенных в независимой международной газете «ЛЕГПРОМБИЗНЕС».
Таблица 1.6
Расчет емкости рынка хлопчатобумажной продукции.
Наименование |
Оптимальный Уровень потребления населения (кв.м.)** |
Структура оптимального уровня населения % |
Ткани хлопчатобумажные ,Всего |
29 |
100 |
В т.ч. одежда, |
14,5 |
66 |
В т.ч. пальтовая группа |
0,7 |
3,5 |
Костюмно-плательная |
7,6 |
34,5 |
Бельевая |
3,1 |
14,0 |
Одежда для новорожден. |
0,3 |
1,5 |
Одежда рабочая |
2,3 |
10,5 |
Платки (включая носовые) |
0,4 |
2,0 |
В т.ч. предметы общего пользования |
6,6 |
30,0 |
В т.ч. постельное |
5,0 |
22,8 |
Белье столовое |
0,33 |
1,6 |
Полотенца |
0,6 |
3,0 |
Одеяла |
0,2 |
0,8 |
Оконные занавески |
0,4 |
1,8 |
Др. (марля и т. п.) |
0,9 |
4,0 |