количеством запасов и заказы на них в случае необходимости. Так же процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Менеджер должен планировать и своё рабочее время. Так, к примеру, нужно иметь детализированный календарь, показывающий время регулярных встреч, докладов, указывающий дни, которые отводятся для ожидаемой срочной работы.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
Организация
Организация - управленческая деятельность, направленная на воплощение плана в жизнь – соединение всех элементов таким образом, чтобы общий план был выполнен эффективно и квалифицированно.
В примере с задачей открытия новых счетов мелких бизнесменов это будут шаги, предпринимаемые менеджером для выполнения плана - наём или подготовка персонала, заказ канцелярских принадлежностей, получение имен и адресов потенциальных клиентов. Ему следует убедиться, что все отделы филиала действуют без конфликтов при выполнении обшей задачи.
Мониторинг
Нереалистично ожидать, что деятельность всегда будет соответствовать плану. Руководство банка обязательно должно осуществлять мониторинг (слежение), то есть получать информацию о реальной деятельности в соответствии с планом.
Мониторинг- это хранение и изучение записей, сделанных менеджером о ходе дел; контроль- это принятие решений на основе мониторинга.
Необходимо обязательно принять решение о частоте поступления информации, требуемой для сравнения. Это решение широко варьируется в зависимости от деятельности банка. Важное влияние на него оказывают два обстоятельства. Во- первых, стоимость получения информации. Во- вторых, количество времени, которое может пройти до того, как отклонение от плана приведет к недопустимым временным, денежным и другим ресурсным издержкам.
В банковском деле менеджер, чья задача - увеличить количество счетов, может проверять цифры раз в месяц, делать это дважды в день нет необходимости. С другой стороны, количество денег в сейфе надо проверять хотя бы раз в день, а по возможности – и чаще, поскольку менее частый «мониторинг» увеличивает возможность незамеченных потерь. Весь вопрос заключается в выборе - что для менеджера важнее – риск возможных потерь или стоимость поверок.
Менеджеру легко утонуть в информации мониторинговых систем. Чтобы справиться с этой проблемой, используют концепцию «управления метода исключения». Определив параметры значительных отклонений, менеджер получает сведения лишь в случае превышения установленного уровня, все остальные ситуации считаются нормой.
Для некоторых менеджеров это трудный момент, поскольку он требует доверия к подчиненным. Концепция требует также детализированных, согласованных планов, чтобы можно было определить параметры отклонений.
В филиалах банков большая часть мониторинга выполняется компьютерами - регулярно распечатываются счета, которые выбиваются из нормы - например, по которым не получено кредитов в течение определенного периода; по депозитным счетам с дебетовым балансом; по заёмным счетам, не оплачиваемым в срок; по счетам, превысившим кредитный лимит, и др.
Контроль
Получив с помощью мониторинга данные, сравнивающие реальную деятельность с планируемой, руководство должно предпринять контрольные и корректирующие действия. Информация для этой цели должна быть своевременной и точной; запоздалая информация об отклонениях от плана не представляет ценности.
Существует три основных плана действий менеджера при обнаружении отклонений: ничего не делать; изменить план,; каким- либо образом изменить деятельность.
В филиале банка менеджер или его заместитель каждое утро просматривает сигнальный список, показывающий счета, по которым превышен кредитный лимит. Менеджер может разрешить перерасход (ничего не делать), согласовать с клиентом новые лимиты (изменить план) или возвратить полученный чек ремитенту (изменить деятельность)
Контроль должен охватывать все элементы банка: деньги, материалы, оборудование, людей. При контроле неодушевлённых объектов, таких, как деньги и материалы, задачей является недопущение значительных потерь; с людьми дело обстоит сложнее. Чрезмерный контроль за работниками может привести к чувству, что им не доверяют и потере стимула к работе; слишком слабый контроль может служить лазейкой ля лентяев. Степень контроля находится в обратной зависимости от степени доверия (меньше доверия, жестче контроль), хотя в определенный момент встает вопрос, если нет доверия между менеджерам и персоналом, как они вообще работают?
Также в этом разделе я хочу затронуть две сферы, которой должен управлять менеджер в банке (таб.1): финансовый менеджмент(*5) и управление персоналом.
Финансовый менеджмент(*6) охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.
Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и
организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.
Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналам, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как Необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.