в) быть открытым и доступным как для надзорного органа, так, в разумной мере, и для вкладчиков и клиентов банка.
1.2. Система управления банком должна быть осторожной, благоразумной, предусмотрительной. Об этом ее качестве можно судить по следующим признакам:
- банк проводит только те операции и сделки, в которых хорошо разбираются его руководители;
- планирует только такие шаги, для осуществления которых у него имеются достаточные ресурсы (финансовые, кадровые и др.);
- регулярно анализирует все аспекты своей деятельности;
- добровольно принимает все предусмотренные его нормативными документами меры для управления своими рисками, не дожидаясь указаний Центрального банка;
- ведет взвешенную кадровую политику;
1.3. Банк обязан соблюдать действующее законодательство во всей его полноте (любое отклонение от этого требования следует рассматривать как свидетельство изъяна в управлении банком).
1.4. Банк должен иметь развитую систему планирования.
2. Требования к планированию и его информационно-аналитическому обеспечению
2.1. В банке должно быть специальное подразделение, занимающееся подготовкой проектов документов, в которых отражены концепция, цели и планы развития банка, и поддержанием их в состоянии, адекватном меняющимся условиям.
2.2. Развитая система внутрибанковского планирования должна обеспечивать разработку и утверждение (документальную фиксацию):
а) концепции (миссии) банка, рассчитанной на период, реально поддающийся прогнозированию;
б) системы качественных и важнейших количественных целей деятельности ("дерева целей" банка) на конкретный плановый период;
в) системы политик банка применительно ко всем существенным объектам банковского управления, т.е. системы целей банка, получивших уточненное качественное и количественное выражение (на тот же или меньший период);
г) перечней практических мер (организационных, юридических, аналитических, финансово-экономических, технических и технологических, кадровых и пр.) с указанием конкретных сроков, объемов, исполнителей, которые необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик банка и бюджета банка.
Результатом пунктов "в" и "г" выступают финансово обоснованные программы развития банка, которые должны представлять собой согласованный, непротиворечивый комплекс планов, характеризующихся различными периодами планирования и различным уровнем детализации работ.
Следует иметь в виду наиболее часто встречающиеся ошибки в толковании банковского планирования. Это, во-первых, ограничение задач только определением способов достижения намеченных целей деятельности (т.е. исключение задач, связанных с формулированием концепции, определением приоритетов, целей деятельности и политик банка). Во-вторых, ограничение планирования деятельности банка только планированием его финансов. В-третьих, полное или частичное ориентирование результатов планирования исключительно на высшее звено управленцев.
2.3. Банк должен располагать специальной службой и целостной технологией информационной поддержки принимаемых управленческих решений, для чего указанная служба должна:
- способствовать проведению стратегического анализа;
- своевременно обеспечивать текущей информацией и результатами ее оперативного анализа процесс принятия управленческих решений оперативного характера.
Такая технология должна быть зафиксирована в соответствующих внутрибанковских нормативных документах.
2.4. В рамках процесса планирования и оперативного управления руководство банка и его основных подразделений должно располагать документально закрепленной и регулярно обновляемой обоснованной информацией:
- о характеристиках самого банка, включая: описание его слабых и сильных сторон, перечень внешних возможностей, список препятствий для деятельности банка; определение его специализации на текущий и предстоящий периоды; описание качеств, отличающих банк от конкурентов, а также ключевых ценностей, признаваемых всеми сотрудниками банка; определение принципов и пределов гибкого реагирования банка на возможные изменения условий его деятельности; сравнение фактических результатов деятельности с плановыми;
- о рынках и отраслях, на которые распространяются интересы банка;
- о клиентуре.
3. Требования к оперативному управлению
3.1. Управленческие решения оперативного характера должны:
- приниматься на основе соответствующих нормативных документов, регламентирующих процесс управления;
- соответствовать духу и букве утвержденных концепции, целей и планов банка;
- учитывать оперативную информацию (должно быть зафиксировано, как именно она учитывается).
3.2. Каждое подразделение банка должно располагать целостным пакетом регламентирующих документов, обеспечивающих правильное понимание стоящих задач, их качественное выполнение и контроль такого выполнения. Указанный пакет должен:
а) быть сформирован сразу же после организации подразделения и включать в себя как минимум следующие элементы:
- положение о подразделении;
- должностные инструкции сотрудников;
- документы, определяющие приоритеты, цели и планы банка, реализация которых возложена на данное подразделение;
- руководство по осуществлению проводимых подразделением операций, сделок или действий;
- информацию о клиентах банка, с которыми работает данное подразделение;
- маркетинговую информацию, необходимую подразделению в его работе.
Еще один важный блок - требования к работе с кадрами. Но это особая тема, заслуживающая отдельного разговора.
Предложенный прямой подход к оценке качества управления банком (естественно, нуждающийся в уточнениях и дополнениях) также имеет свои объективные ограничения. Поэтому для более надежного определения уровня банковского управления необходимо применять в комплексе оба подхода - косвенно-целевой и непосредственно управленческий.
И в заключение одно замечание. Совершенно очевидно, что в успешном научно-методическом решении рассматриваемой проблемы заинтересованы как Центральный банк, так и коммерческие банки и их клиенты. Включение в Положение N10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения ." норм, касающихся отдельных аспектов оценки качества управления кредитной организацией, свидетельствует о безусловном интересе Центробанка к тому, как поставлена система управления в коммерческих банках
Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий зависит от многих факторов и определяется экономической целесообразностью. В общем организационную структуру банка можно выделить два типа отделов: отделы, выполняющие линейные функции, и отделы, выполняющие штабные функции.
Линейные заняты волнением операционной работы, прием вкладов, выдачи кредитов, покупкой ценных бумаг, связь этих отдел с высшими эшелонами банка. Линейные функции делегируются с высших этажей иерархии на низшие, что создает непрерывную «цепь команд» или «линию» команд по вертикале, связывающих один уровень с другим.