При изучении результатов анкетирования были сделаны выводы о том, что работники:
− считают выполняемую ими работу интересной;
− ощущают поддержку команды, в которой работают;
− не удовлетворены уровнем заработной платы;
− считают, что заработная плата не всегда соответствует средней в Новосибирске;
− считают, что необходимо расширить социальный пакет.
Таким образом, в результате проведенного анализа удалось выяснить, что сотрудники компании удовлетворены самой работой, они считают ее интересной, удовлетворены коллективом и его поддержкой, условиями, предоставляемыми компанией для эффективного и качественного выполнения своих должностных обязанностей. Но одновременно с этим испытывают неудовлетворение от вознаграждения, предлагаемого за их трудовые усилия, а, кроме того, считают, что компания предоставляет не совсем конкурентоспособную заработную плату по сравнению с другими организациями на рынке.
На рисунке 13 наглядно представлена оценка сотрудниками по пятибалльной шкале факторов удовлетворенности работой.
Рисунок 13 - Оценка удовлетворенности работой сотрудниками ООО «Надежда» по результатам анкетирования.
Как видно из рисунка меньше всего сотрудники удовлетворены заработной платой. Важно значение факторов нематериального стимулирования, расширения социального пакета.
В конце анкеты респондентам было предложено прокомментировать ситуацию, внести предложения по повышению степени удовлетворенности работой. В ответах на эти вопросы сотрудники пояснили, что именно они подразумевают под «расширениям социального пакета». К наиболее интересным и часто повторяющимся предложениям можно отнести следующие:
− предложение о повышении заработной платы;
− предложение о предоставлении сотрудникам, их детям полиса добровольного медицинского страхования;
− предложение о компенсации компанией содержания и обучения детей сотрудников в дошкольных и образовательных учебных заведениях;
− предложение о предоставлении сотрудникам абонементов в тренажерный зал и бассейн;
− предложение об аренде компанией спортивного зала для игровых видов спорта (футбол, волейбол);
− предложение о полной компенсации компанией оплаты обедов;
− предложение о более частой организации корпоративных мероприятий;
− предложение о создании системы денежного премирования сотрудников, чья заработная плата не имеет сдельной части и не зависит от бонусов;
− предложение о полной или частичной компенсации оплаты дополнительного образования (тренинги, семинары, курсы);
− предложение о создании системы показателей для проведения конкурса на лучший отдел с награждением победителей (например, походом в боулинг);
− предложение о компенсации проезда сотрудникам и т.д.
По результатам проведенного опроса можно сделать вывод о том, что сотрудники организации заинтересованы в расширении системы не только материального, но и нематериального стимулирования. Сотрудники удовлетворены работой и компанией и рассматривают нематериальное стимулирование, как средство удержания сотрудников, снижения их неудовлетворенности уровнем вознаграждения.
Для принятия решения о совершенствовании системы стимулирования труда работников компании, необходимо изначально определиться с потребностями сотрудников, изучить типологию трудовой мотивации, ценностные ориентации работников организации. Исходя из этого, предлагается периодически проводить опросы (1 раз в 2-3 года), позволяющие определить типологию мотивации трудовой деятельности работников. Данное предложение было опробировано на примере департамента закупок и логистики, где трудятся 16 человек.
Для определения ценностной ориентации работника было предложено ответить на ряд вопросов об их представлении об идеальной работе (приложение В). Каждый вопрос в данной анкете ориентирован на одну из четырех групп ценностей: содержание работы (вопросы 1, 8, 11, 13); общественную полезность (вопросы 3, 7, 12); оплату труда (2, 9, 10); статус работника (5, 6, 14).
Обозначенные подгруппы вопросов объединяются в две группы: первая (включает содержание работы и общественную полезность) – характеризует ценностную ориентацию, вторая (включает статус работника и оплату труда) – прагматическую ориентацию. По каждой группе был высчитан средний балл, результаты представлены в приложении Г. По результатам опроса были также получены данные по тому, к какому типу мотивации сотрудник относится. Если у респондента средний балл по первой группе высшее среднего балла по второй, то у него ценностная ориентация и 1 тип мотивации. Если равное количество баллов по первой и второй группе, то у респондента 2 тип мотивации и нейтральная ориентация. Если средний балл по второй группе выше, то у респондента прагматическая ориентация и 3 тип мотивации.
На основании среднего количества баллов происходит разделение респондентов по силе мотивации и ее направленности.
По силе мотивации:
− если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2,4 включительно, то это сильная мотивация;
− при среднем балле в диапазоне от 2,39 до 1,6 включительно – средняя мотивация;
− при среднем балле от 1,59 до 1 – слабая мотивация.
По направленности мотивы классифицируются на:
− мотивы достижения (если средний балл превышает 2,5);
− мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1,5-2,5);
− отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1,5).
На основании данной методики была получена информация по типу, силе мотивации и направленности мотивов сотрудников департамента закупок и логистики (таблица 5).
Таблица 5 - Типы мотивации сотрудников департамента закупок и логистики ООО «Надежда»
№ респон-дента |
Ср.балл по 1 группе |
Ср.балл по 2 группе |
Тип ориентации |
Тип мотивации |
1 |
2,86 |
2,83 |
ценностная |
1 |
2 |
2,29 |
2,67 |
прагматическая |
3 |
3 |
2,29 |
2,83 |
прагматическая |
3 |
4 |
2,14 |
2,67 |
прагматическая |
3 |
5 |
1,57 |
2,00 |
прагматическая |
3 |
6 |
2,29 |
2,50 |
прагматическая |
3 |
7 |
2,43 |
2,50 |
прагматическая |
3 |
8 |
2,14 |
2,33 |
прагматическая |
3 |
9 |
2,71 |
3,00 |
прагматическая |
3 |
10 |
2,29 |
2,83 |
прагматическая |
3 |
11 |
2,43 |
2,67 |
прагматическая |
3 |
12 |
2,29 |
2,67 |
прагматическая |
3 |
13 |
2,57 |
2,67 |
прагматическая |
3 |
14 |
2,14 |
2,71 |
ценностная |
1 |
15 |
2,29 |
2,57 |
ценностная |
1 |
16 |
2,29 |
2,57 |
ценностная |
1 |