ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес – это совершенно особая сфера деятельности, предполагающая готовность человека принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-плане, с которого целесообразно начинать любую деятельность. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирм, желающих оценить свои перспективы и задачи, предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудач слишком велика.
Каждая фирма, начиная свою работу, обязана четко представлять перспективные потребности в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.
Овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным в условиях перехода к рыночной экономике. Это обусловлено тем, что в России и других государствах, переживающих рыночные трансформации, формируется новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием, и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Опытных руководителей изменяющаяся хозяйствующая среда ставит перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкуренцией. Наконец, рассчитывая получить иностранные инвестиции предприниматели должны уметь обосновывать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегическое развитие фирмы.
В сегодняшней России одной из первоочередных задач бизнес- планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. [1]
Кроме того, важной задачей для любого бизнеса следует считать разработку стратегии и тактики производственно- хозяйственной деятельности фирмы.
Указанные выше и некоторые другие аспекты предопределили выбор темы настоящей дипломной работы, которая посвящена роли бизнес-плана в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Цель работы: на примере ООО “Льдинка”, занимающегося производством прохладительных напитков рассмотреть основные аспекты бизнес-планирования и определить способы и методы совершенствования его деятельности, основываясь на разработке бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Анализ внешней экономической среды:
· Изучение конкурентов
· Изучение экономической ситуации на рынке прохладительных напитков г.Архангельска.
2. Изучение внутренней среды предприятия
· Техническое оснащение ООО "Льдинка"
· Персонал предприятия
· Мотивация труда
· Финансовое состояние
3. SWOT – анализ
· Конкурентные преимущества
· Слабые и сильные стороны предприятия
4. Экономическое обоснование бизнес-плана
5. Сделать выводы о проведенной работе
Теоретическо-методологическая основа дипломной работы: исследования российских и зарубежных авторов, относящиеся к изучаемой теме. При подготовки диплома также учитывались сосновные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.
Теоретическая база: Областная научная библиотека им. Добролюбова, Центральная городская библиотека им. Ломоносова, библиотека ИУППК.
Эмпирическая база исследования представлена данными об изучаемом предприятии, которые были собраны автором во время преддипломной практики и ранее.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам бизнес-планирования Во второй главе на основе всесторонней оценки ООО "Льдинка", автором предпринята попытка посредством подготовки бизнес-плана выявить пути совершенствования его хозяйственной деятельности.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные в ходе настоящего дипломного исследования.
БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бизнес-план –это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем или начинаемом деловом предприятии. Это план разумной организации конкретного дела.
Условия предоставления средств инвесторам или кредиторам во многом зависит от того, как подготовлен бизнес- план. Поэтому сверхзадачей разработчиков бизнес-плана является не только получение средств от инвестора, но и получение их на приемлемых условиях.1
Целью разработки бизнес-плана является планировние хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдальнные периоды в соответствие с потребностями рынка и возможности получения необходимых ресурсов.
Бизнес- план помогает предпринимателю решить следующие задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда требованиям, предъявляемым для достижения поставленных целей.
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;