Предложение так же, как и спрос, может изменяться под влиянием других факторов не связанных с ценой конкретного товара. Среди этих факторов можно выделить следующие:
· изменение издержек производства в результате изменения налоговой политики, технических нововведений и т.д.;
· выход на рынок новых фирм приведет к увеличению предложения вне зависимости от цен;
· изменение цен на ряд других товаров, способствующих уходу отдельных фирм из данной отрасли, так же уменьшает предложения товара;
· политические и военные действия, природные катастрофы ведут к разрушению экономики и способствуют уменьшению предложения товаров.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена на конкретный товар. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются так называемые кривые спроса ( С ) и предложения (П). Именно эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Именно в этой единственной точке цена одновременно устраивает и покупателя и продавца. Установление равновесной цены на товар на основе законов спроса и предложения представлены на рисунке 1.2.
P
С Q – величина спроса
и предложения
Р – цена товара.
П
Q
Рисунок 1.2 - Установление равновесной цены на товар на основе законов спроса и предложения
Следует отметить, что при формировании равновесной цены действует ряд законов рыночного преобразования. Среди них необходимо учитывать следующие закономерности:
ü цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
ü если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или же сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот, если при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение, то цена понизится.
Последняя закономерность зачастую проявляется в условиях, когда в функционирующие рыночные хозяйства сознательно и целенаправленно вмешивается государство. Особенно это характерно для функционирования рынка труда страны в целом и ее территориальных образований. [13]
На функционирование рынка труда оказывают влияние три главные составляющие: спрос предложения и цена. Под спросом на рабочую силу, являющуюся товаром на рынке труда, понимают количественное выражение потребности предприятия (конкретной отрасли или же экономики страны в целом) в работниках. В этом случае величину спроса можно определить следующим образом:
С = Nраб. + Nвак., (1.1)
где: С – величина спроса, чел.
Nвак – вакансии или величина рабочих мест, чел./мест.
Nраб. - реально существенная занятость или же численность работающих, чел.
Говоря о спросе на рабочую силу, необходимо различать индивидуальный спрос (решение фирмы о том, сколько работников и на какой срок нанимать), спрос на рабочую силу для отдельной отрасли, а также спрос в масштабах экономики страны в целом. При индивидуальном спросе в задачу фирмы входит нахождение лучшего, с экономической точки зрения способа производства и объема выпуска, а следовательно, и оптимального количества работников, которые максимилизировали бы прибыль. Доход от использования дополнительной единицы труда является приростом совокупного дохода фирмы в результате увеличения объема продукции. Величина, на которую увеличивается объем выпуска в результате привлечения одного дополнительного работника, является предельным продуктом труда.
Что бы решить, стоит ли нанимать еще одного работника, фирма должна сравнить ценность продукта, который будет произведен этим работником, с издержками, связанными с наймом. Этой необходимой информацией является величина предельной прибыльности. Предельная прибыльность какого-либо фактора равна приросту совокупного дохода фирмы в результате использования дополнительной единицы этого фактора. Величина предельной прибыльности труда показывает, что приносит привлечение одного дополнительного работника. Однако найм работника увеличивает и издержки на величину заработной платы этого работника. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника равен предельной доходности за вычетом прироста фонда заработной платы. Возникает вопрос: сколько же работников может нанять фирма? Она будет увеличивать численность работников до тех пор, пока предельная прибыльность превышает уровень заработной платы, и сократит число занятых, как только обнаружит, что величина заработной платы превысила размер предельной доходности. Это так называемое правило оптимального найма для фирмы (рисунок 1.3).
Предельная доходность
Е
W0 Ставка заработной платы
С
L0 занятость
Рисунок 1.3 - Выбор фирмы численности занятых.
Предельная доходность труда уменьшается по мере роста численности занятых. Фирма может привлечь любое количество труда при ставке заработной платы, равной W0. Если С выше W0, то увеличение объемов привлекаемого труда приносит дополнительный доход превышающий прирост величины издержек, и таким образом приводит к росту объема прибыли. Следовательно, фирма должна регулировать численность занятых в направлениях, указанных стрелками.
Таким образом, прямая С представляет собой прямую спроса на труд, предъявляемого фирмой. Она направлена вниз из-за убывающей отдачи и уменьшающихся объемов предельной доходности.