В объемах производства продовольственной продукции растет доля сельскохозяйственных, малых предприятий и промышленных организаций, удельный вес которых в общей выработке хлеба и хлебобулочных изделий увеличился с 14 % в 1995 до 24 % в 1998г.
Эффективность использования производственных мощностей крупных и средних промышленных предприятий по выпуску важнейших видов продукции снизилась. На работе предприятий сказывается недостаток сырья.
За 1996-1998 годы на развитие пищевой промышленности направлено 676 млн. руб. (в ценах 1998 года) или 2,2 % от всех инвестиций в основной капитал области
Основной источник финансирования строительства в отрасли - внебюджетные средства, на их долю проходилось от 90 до 97 % всех инвестиций пищевой промышленности. За последние три года в среднем 40 % всех инвестиций пищевкусовой промышленности направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение хлебопекарного производства; соответственно 57 % инвестиций мясомолочной промышленности - на маслосыродельную и молочную промышленность.
На 1 января 1999 года на крупных и средних предприятиях пищевой промышленности сосредоточено основных фондов на 2,2 млрд. руб. (2,1 % от общей стоимости основных фондов промышленности). Коэффициент износа основных производственных фондов в 1998 г. составил 42 % (в среднем по области 51 %). Наиболее изношены и морально устарели фонды предприятий хлебопекарной, мясной, кондитерской, маслосыровой и молочной промышленности (42-53 %). Коэффициент обновления увеличился с 5,1 % в 1995 г. до 9,5 % в 1998г., коэффициент ликвидации ежегодно 2 %.
Продолжается рост цен на продукцию, значительно превышая в последние годы темпы изменения в среднем по промышленности области.
Таблица 2.21 - Индексы цен на продукцию предприятий пищевой промышленности
В % к предыдущему году
Показатели | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. |
Пищевая промышленность | 145,7 | 115,2 | 107,6 | 156,3 |
В том числе | ||||
Хлебопекарная | 170,3 | 106,8 | 98,4 | 105,2 |
Кондитерская | 143,0 | 108,4 | 109,4 | 166,7 |
Мясная | 134,0 | 111,2 | 112,6 | 179,1 |
Маслосыродельная и молочная | 128,2 | 115,6 | 105,5 | 213,2 |
Мукомольная | 166,0 | 99,0 | 83,7 | 157,2 |
Промышленность всего | 157,2 | 102,2 | 95,7 | 120,2 |
В результате финансово-экономического кризиса только за 1998 год цены увеличились на кондитерские, сахаристые, макаронные и колбасные изделия в 18 раз; сливочное масло и молоко - в 1,5 раза. Предоставленные льготы для предприятий пищевой промышленности по энергоресурсам и налогам в доле платежей в областной бюджет администрацией области, в целях социальной защиты населения от необоснованного повышения цен, смогли сдержать рост цен на хлебопекарную и мукомольную промышленности.
Затраты на 1 руб. продукции в целом по пищевой промышленности имела место тенденция уменьшения структуры издержек на производство продукции в сторону увеличения себестоимости, затрат на оплату труда и социальные нужды при снижении доли материальных затрат.
Эффективность работы организаций продолжает снижаться. Рентабельность продукции пищевой промышленности в 1998 г. в сравнении с 1995 г. снизилась с 14,5 до 7,5 %. В таких подотраслях как мясная, маслосыровая и молочная она стала отрицательной.
Доля убыточных организаций в 1998г. достигла 47 %, увеличилась по сравнению с 1995г. на 28 процентных пункта.
Неудовлетворительное финансовое состояние организаций пищевой промышленности в сочетании с низкой платежной дисциплиной явилось главной причиной роста просроченной кредиторской задолженности условиях организаций.
Численность работающих в пищевой промышленности в 1998г. составила 22,5 тыс. чел. (5,6 от занятых в промышленности). По сравнению с 1995г. число занятых уменьшилось на (10 % при снижении в целом по промышленности на 20 %).
Таблица 2.22 - Численность занятых в пищевой промышленности
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1998 в % к 1995 |
Пищевая промышленность | 21,7 | 19,2 | 20,3 | 89 |
- хлебопекарная | 8,1 | 7,6 | 9,2 | 112 |
- кондитерская | 2,0 | 2,0 | 1,7 | 77 |
- мясная | 3,8 | 2,8 | 3,1 | 72 |
- маслосыровая | 3,6 | 3,0 | 2,9 | 78 |
Мукомольно-крупяная | 2,2 | 2,1 | 2,2 | 100 |