Введение
В последнее время на рынке программ автоматизации кадровой работы наблюдается оживление. Проблема выбора встает, когда специалист или руководитель компании приходит к выводу, что ему необходима программа от серьезного российского разработчика, способная удовлетворить все потребности кадровиков.
Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
v Планирование трудовых ресурсов.
v Набор персонала.
v Отбор.
v Определение заработной платы и компенсации.
v Профориентация и адаптация.
v Обучение.
v Оценка трудовой деятельности.
v Повышение, понижение, перевод, увольнение.
v Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе.
v Трудовые отношения.
v Занятость.
Гарантии занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников к повышению эффективности своей работы, не опасаясь увольнений, которые проводятся в период ухудшения хозяйственной конъюнктуры.
В дипломном проекте рассматривается деятельность ЗАО "Тихвинского Комплексного Леспромхоза"
ЗАО "Тихвинский комплексный леспромхоз" был создан в 1929 году в соответствии с приказом по Ленинградбумтресту № 150/1289 от I/X 1929 года. С конца двадцатых годов и по настоящее время ЗАО "Тихвинский комплексный леспромхоз" был и остается одним из крупнейших лесозаготовительных предприятий области.
В 2005 году предприятие вошло в состав концерна UPM-Kymmene для того, чтобы открылись широкие перспективы развития: привлечение новых технологий в лесозаготовку и строительство дорог, в работу по отгрузке продукции и в процесс лесовосстановления.
Численность работников 407 человек.
Управление таким количеством персонала требует использования автоматизированной ИС.
В рамках автоматизированной информационной системы управления персоналом обычно решаются следующие задачи:
v Накопление персональных данных о сотрудниках.
v Набор и перемещение сотрудников. Профессиональный рост персонала.
v Планирование использования трудовых ресурсов.
v Учет использования рабочего времени.
v Расчеты с персоналом, пенсионный и налоговый учет.
На предприятии используется АИС УП 1С : "Зарплата и кадры" типовая конфигурация (типовая конфигурация ввиду свой универсальности не поддерживает специфику предметной области).
Выбор платформы был в частности обусловлен ее открытостью, высокой скоростью работы с большими массивами данных и возможностью адаптации под специфику организации.
Целью дипломного проектирование является адаптация существующей АИС для эффективной организации процесса управления персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обследование предметной области;
- определение элементов документооборота (документы, отчетные формы)
- изучение возможностей существующей АИС;
- создание недостающих элементов документооборота.
Задачи, поставленные в рамках дипломного проекта, решены полностью.
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Управление всегда предполагает наличие двух основных частей:
1.Объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения,
2.Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.
Если совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, то она называется системой управления. Все, что не включается в эту целостность, рассматривается как внешняя среда. Иногда субъект управления называют управляющей подсистемой, а объект – управляемой подсистемой. Для изучения или разработки этих подсистем их можно рассматривать как самостоятельные системы.
Управлением считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последним эффективного функционирования и развития.
Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.
Связь основных частей системы управления, их отношения характеризуются посредством информации, которая отражает материальные потоки и процессы производства. В общем виде эти отношения представлены на (рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Схема системы управления
С точки зрения кибернетики всякое управление представляет собой информационный процесс, состоящий из ряда процедур, связанных с восприятием, преобразованием и передачей информации. Представленная схема отражает особенности, присущие кибернетической системе, то есть системе управления любой природы (технической, биологической, организационной). Следует отметить, что организационная система управления – самая сложная система.
Цель деятельности системы задастся управляющей подсистеме из внешней среды в виде директивных указаний о том, что делать (в виде плановых заданий или программ). Кроме того, на вход управляющей подсистеме поступают задания вышестоящих органов правления, сведения о спросе на продукцию, данные о материальных, трудовых и финансовых ресурсах и другие данные из внешней среды. Сюда же поступает информация из объекта управления о реальном ходе производственного процесса.
Задача управляющей подсистемы заключается в поддержании управляемой подсистемы в заданном состоянии или в улучшении ее состояния, то есть в реализации заданной цели. Как только наблюдается отклонение от заданного состояния, из управляющей подсистемы поступает команда-распоряжение на ликвидацию отклонения в управляемой подсистеме.
Система управления предприятием является открытой системой, зависящей от внешней среды, и в этой связи процесс управления должен учитывать воздействие на систему различных факторов внешней среды. Среди многообразия таких факторов можно выделить поставщиков, потребителей, конкурентов, источники финансовых и трудовых ресурсов. Эти факторы сильно воздействуют на процесс управления, поэтому их относят к факторам прямого воздействия. К другим факторам косвенного воздействия относят, например, состояние экономики страны, политические и другие факторы. Влияние этих факторов возрастает, в этой связи появляются новые подходы в теории и практике управления, а также новые направления в стратегии управления.