В формальной логике под классификацией понимается разделение предметов какого – либо рода на классы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.
В зависимости от признаков оснований, по которым распределяются предметы и явления, классификация может быть искусственной или естественной. Естественная классификация берет в основу распределение предметов и явлений исторически. Как отмечает Б. М. Кедров, “любая искусственная классификация вещей или знаний о вещах характеризуется прежде всего отсутствием историзма.
Она раскрывает и толкует связи между вещами, а так же между знаниями о них не как результат исторического развития, не как связи, сложившиеся необходимым образом в процессе этого развития, но как связи случайные, внешние, а нередко как установленные самим человеком ради удобства охвата данного материала. Напротив, подлинно естественная классификация в той или иной форме отражает именно те связи и отношения между подлежащими классификации объектами, которые сложились в итоге их исторического развития или развития знаний о них”.
Научная классификация основывается на диалектико-математическом анализе классифицируемых объектов и понятий. В диалектической логике классификация определяется как раскрытие внутренней необходимой связи между группами, классами, родами, по которым распределены классифицируемые предметы.
В связи с этим некоторые авторы подразделяют научную классификацию по видам соответственно этапам развития и степени проникновения в изучаемые объекты: описательные классификации; описательные классификации с объяснениями; сущностные классификации.
Описательные классификации – наиболее элементарные и формальные. В них объекты распределены строго по классам, а между классами можно провести резкие различительные линии, в силу чего однозначно решается вопрос, к какому из классов относится данные объект. Такие классификации нередко применяются на начальных ступенях и носят характер предварительной систематизации.
Когда исследование переходит от анализа явления к вскрытия его сущности, от простой констатации наличия структуры анализируемого множества к нахождению его основания, от знания факта существования данных классов исследуемого объекта к знаниям со следующим видом классификации – описательной классификации с объяснением.
Формулировка закономерностей образования классов является дальнейшим шагом в развитии классификации и представляет вид классификации называемой сущностной. На этой стадии обнаруживается, что объекты одного класса многими нитями связаны с объектами других классов. Переход от описательной классификации к сущностной влечет за собой существенную перестройку первоначальной классификации. Происходит перераспределение объектов по классам, иногда выделяются новые классы или несколько классов сливаются в один. Производится и перегруппировка связей между классами, на основании характера этих связей.
Таким образом, научные классификации дают нам знание факта существования данных классов исследуемого объекта или знание закономерности их образования.
Научная классификация, отражая объективные закономерности исследуемых процессов, служит основой логико-математического или информационного моделирования, при котором сведения описываются с помощью логических формул.
Применение методов математической обработки информации и изучение формально логической структуры классификаций позволило определить возможности их использования при поиске информации при помощи электронных вычислительных машин. Машинное классифицирование требует, чтобы слова и словосочетания, выражающие объекты и понятия, были строго формализованы. в связи с этим широко экспериментируется применение машинной “памяти” и последующих механизированных поисков.
Среди многих проблем информационных поисков, в частности поисков с применением средств механизации и автоматизации, одним из важных является анализ содержания документов. Анализ содержания документа до сих пор является трудоемкой работой, выполняемой как правило, людьми, а не машинами. Сложность этой задачи состоит в том, что она является частью решения более сложной проблемы – формализации мышления.
Как видим, классификация выполняет важные функции не только в научном исследовании предметов и явлений, относящихся ко всему многообразию объектов, но и в организации процесса получения и обработки информации о нем.
В истории поиска сведений разработано не мало определений понятия классификации документальной информации. Главным образом библиотечно-библиографические классификации, а так же классификации делопроизводственных и архивных документов.
Е. И. Шамурин определил понятие библиотечно-библиографической классификации как распределение произведений печати и других произведений письменности по отделам (классам), подотделам (подклассам) и дальнейшим более детальным распределением в определенной логической последовательности и соподчинении на основе каких – либо общих признаков содержания и рода произведений печати – с одной стороны, и различия между ними - с другой. М.Ч.Т. полагают, что классификация документной информации “заключается в группировке научных документов по отраслям знаний, отдельным проблемам, предметам или по каким либо формальным признакам, например расстановка документов или изданий в алфавитном порядке имен их авторов или их заглавий” под библиотечной классификацией авторы понимают распределение документов по отраслям знаний в соответствии с содержанием этих документов
Словарь архивных терминов определяет классификацию сведений из документов как отнесение их к делению схем классификации на основе общих признаков между ними.
МФД, которая под документной классификацией понимает любой метод установлений связей, родовых или каких либо иных, между отдельными семантическими единицами, независимо от степени иерархических систем.
Установлено, что научно-техническая информация устаревает через 10-15 лет, а экономическая в более короткий срок.
Классификация знаний является объектом философии. Каждая наука, будь то теоретическая или прикладная, разрабатывает классификацию объектов своего изучения, без чего невозможно обобщение закономерностей развития той стороны природы и общества, которую эта наука изучает. Объектами изучения библиотековедения, документоведения, архивоведения, источниковедения и других научных дисциплин, являются различные виды документов как носители информации. В зависимости от целей и задач научной разработки, в этих научных дисциплинах на различных стадиях работы с документами складываются определенные типы (библиотечная, делопроизводственных документов, архивных документов, исторических источников), и в их пределах – виды классификации материалов.
При классификации наиболее крупной категории материалов – документации учреждений, находящейся в делопроизводстве, мы встречаемся с тремя видами классификационных схем: номенклатурами, создаваемыми с целью формирования дел и имеющими в связи с этим в основе своего построения такие признаки, как происхождение (учреждение или его структурная часть), время создания материалов, а в пределах города – виды документов; перечнями документальных материалов, составляемыми с целью определения срока хранения документов и имеющие в основе классификации функций деятельности учреждения, а внутри их – виды документов; классификаторами, создающимися в целях научной группировки сведений из документов для быстрого поиска информации.