− умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределённость;
− высокую информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и услуги;
− знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях и в разных отраслях;
− способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
− умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность работы предприятия в целом.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц: коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и предприятиями. Чтобы работать с людьми, столь резко различавшимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:
− высокое чувство долга и преданность делу;
− честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
− умение четко выражать свои мысли и убеждать;
− уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;
− способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. В такой ситуации приобретает особую значимость правление персоналом, поскольку позволяет реализовать и обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. На формирование профессиональной компетенции менеджера оказывают воздействуют следующие факторы:
− лояльность к работающим;
− ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
− коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
− атмосфера на предприятии, способствующая раскрытию способностей работающих;
− обязательное установление долевого участия каждого менеджера в общих результатах;
− своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
− методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
− непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
− умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей;
− этика бизнеса;
− честность и доверие к людям;
− опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
− видение места предприятия на рынке;
− качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Менеджер не должен стремиться ужиться с каждым. Это нужно в отношении действительно ценных, нравственно зрелых людей. Но объективным в отношении каждого менеджер должен быть обязательно. Современный менеджер выступает в нескольких ипостасях:
− это управляющий, облеченный властью и руководящий коллективом;
− это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
− это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
− это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;
− это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрять в производство то или иное изобретение;
− это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и, в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
В условиях рыночной конкуренции основу концепции управления предприятием составляют возрастающая роль личности менеджера, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием. Требования к профессиональной компетентности менеджера отражаются в положениях о должностях, в которых регламентированы разделение и организация труда менеджеров на предприятии. Общая модель должности профессионального менеджера представлена на рис.3.
Чтобы в положении содержались все основные сведения о должности, необходимые для ясного и четкого понимания работником своих целей и задач, прав и ответственности в принятой организационной структуре
управления, оно должно отвечать следующим требованиям:
− отражать весь круг обязанностей, прав и ответственности, вмененных работнику, занимающему данную должность;
− иметь точные и краткие формулировки;
− содержать единообразные положения для идентичных и взаимосвязанных должностей;
− быть гибкими и динамичными, что обеспечивается учетом особенностей каждой должности и своевременным пересмотром положений о должностях.
Положение о должности в первую очередь включает в себя общую часть, в которой содержатся основные требования к должности. Здесь же определяется назначение должности, т.е. указываются главные задачи, которые должен решать работник, защищающий данную должность. Это особенно важно для специалистов и технических исполнителей.
Определяющим разделом положения о должности является «Основная часть», в которой главными пунктами являются: должностные обязанности; права; ответственность; должностные характеристики; критерии оценки выполнения служебных обязанностей. Должностные обязанности руководителей можно разбить на четыре раздела: