Социальная эффективность труда менеджеров оценивается с помощью системы показателей, характеризующих условия труда работников: морально-психологический климат; уровень конфликтности в коллективе; удовлетворенность работников своим трудом; уровень заболеваемости; уровень травматизма; уровень механизации и автоматизации труда; рациональность режимов труда и отдыха; уровень компьютеризации административно-управленческого труда.
К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников предприятия, относятся: обеспеченность детскими дошкольными учреждениями; обеспеченность лечебными учреждениями; обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения; средняя заработная плата менеджеров; текучесть кадров.
К показателям, характеризующим организацию и мотивацию труда менежеров, относятся: дисциплина труда; материальное и моральное стимулирование менеджеров; уровень организации и оснащенности рабочих мест.
Выводы и предложения
1. В рыночных условиях хозяйствования большую актуальность приобретает решение вопросов, связанных с организацией труда менеджеров, занимающих ключевое положение в кадровом потенциале и предопределяющих успех предприятия в достижении целей. Трудовая деятельность менеджеров является основой развития экономики предприятия. Для повышения результативности менеджмента выделяют следующие виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое и профессионально-квалификационное.
2. Трудовую деятельность менеджера на любом предприятии невозможно нормировать из-за ее многогранности и сложности. В целом содержание труда менеджера можно охарактеризовать так:
− темп работы менеджера часто неровный, лихорадочный, не дающий расслабиться;
− содержание работы характеризуется изменчивостью, вечной незавершенностью, фрагментарностью;
− рабочие отношения устанавливаются с другими менеджерами, внешними лицами, начальниками, подчиненными;
− контакты чаще всего происходят в устной форме;
− принимаемые менеджерами решения являются политическими, фрагментарными, неупорядоченными.
Предложено использовать общую модель личности менеджера, характерную для конкретной социально-экономической системы управления предприятием.
3. Эффективность менеджмента зависит от соответствия профессионального уровня менеджеров всему спектру требований к знаниям, умению, квалификации, которые необходимы для объективной оценки обстановки и принятия правильных управленческих решений. Несмотря на разнообразия сфер трудовой деятельности, выделены следующие важные требования к профессиональной компетенции менеджера:
− знания основ хозяйственного механизма функционирования предприятия, всех его элементов и взаимных связей между ними, понимание динамики влияния элементов этого механизма на конечный результат работы предприятия;
− компетентность в профессиональных вопросах;
− владение методами прогнозирования и анализа направлений развития предприятий, тенденции изменений конъюнктуры рынка;
− способность вовремя принять необходимые решения при существенном изменении экономической ситуации;
− умение правильно перераспределить имеющиеся материальные, финансовые, трудовые ресурсы по наиболее выгодным сферам их применения;
− систематический контроль выполняемой персоналом работы, помощь и обучение наиболее эффективным методам работы;
− наличие знаний и навыков использования ПВМ, их применения для сбора, обработки информации и решения наиболее типичных задач, необходимых для выработки различных вариантов управленческих решений.
Предложена общая модель должности профессионального менеджера, в которой учтены требования к его компетентности.
Раскрыто содержание положения о должности менеджеров как средства организационного регламентирования их трудовой деятельности, которой позволяет оградить от выполнения несвойственных функций и подчеркивает систему взаимоотношений между менеджерами и подчиненными им работниками.
4. Планирование работы и строгое соблюдение плана является основой результативной профессиональной деятельности менеджера. Планирование труда, осуществляемое менеджером характеризуется как неформальное, адаптивное, интуитивное. Поэтому особое внимание следует уделять составлению планов в письменной форме, что дисциплинирует труд не только самого менеджера, но и коллектива в целом.
5. Эффективность работы менеджера напрямую связано с правильно спланированным и хорошо технически оснащенным рабочим местом. Электронная техника стала реальной необходимостью при решении задач документационного обеспечения менеджмента предприятия. ПВМ используют при создании документов и организации работы с документами. При этом неотъемлемыми качествами документов является грамотность, краткость изложения и четкость формулировок.
6. Практика менеджмента показывает, что совещание является обязательной формой организации труда менеджеров. Однако имеется немало резервов для высвобождения времени за счет сокращения их количества, упорядочения проведения, исключения атмосферы неделовитости и суеты. Главная задача делового совещания состоит в поиске и нахождении позитивных решений менеджмента.
7. Делегирование полномочий позволяет менеджеру освободить время для повышения своих профессиональных знаний, а так же узнать о способностях и характере каждого из подчиненных и установить надежные методы отчета и контроля. Поэтому менеджеру любого уровня следует практиковать передачи части своих полномочий при каждой возможности.
8. Руководствуясь правилами общения людей на работе, менеджер значительно улучшает производственный климат, предотвращает стрессы и отрицательные эмоции во взаимоотношениях с работниками предприятия, что в первую очередь отражается на улучшении организации трудовой деятельности.
9. Из зарубежного опыта организации труда менеджеров, на наш взгляд, можно применить для улучшения качества управления на отечественных предприятиях следующие положения:
− Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Руководители и менеджеры зарубежных предприятий считают, что стабильность коллектива позволяет поднять мотивацию рабочих, укрепить чувство общности, помогает учиться у опытных рабочих (кружки качества, рационализация);
− Постоянное присутствие руководства на производстве. Руководитель и менеджер должны устранять все затруднения прямо на месте. Если после происшествия пройдет много времени, то причина может остаться незамеченной и это породит хроническое чувство апатии среди рабочих к возникшим трудностям или привести к безответственности. Таким образом, из этого следует, что зарубежных управляющих и менеджеров больше беспокоит не уменьшение выпуска продукции, не снижение ее качества, а апатия и безответственность рабочих.
− Гласность и ценности предприятия. В основе этой идеи лежит правило: все уровни управления и рабочие пользуются общей информацией о политике и деятельности предприятия. Постоянные совещания с целенаправленной информацией улучшают взаимоотношение и влияют на производительность труда. Знание проблем производства развивает у всех работающих чувство общей ответственности за конечную цель.