Экономические методы - способы воздействия на имущественные интересы работников. Они не только по прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе методов, но и действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей , активизируют их труд , повышают деловую активность предприятия. В основе этих методов находятся объективные экономические законы, принципы вознаграждения за труд , имеющие определенные особенности. Сюда относятся: различные формы оплаты труда, премии, налоги ,удержания из заработной платы и многое другое. Особенностью использования экономических методов является обязательное сочетание имущественных стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств. Это положение относится к договорным обязательствам персонала на основе контрактов.
Социально-психологические методы управления - способы воздействия на социальные интересы персонала предприятия в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социально-психологические методы - это воздействие субъектов управления предприятия ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» на общие интересы персонала.
Среди социально-психологических методов управления уделяется внимание социально-экономическим факторам, связанным с нормированием труда, техникой безопасности, производительности труда, вопросами оплаты труда, социальным факторам, касающимися жилищно-коммунального строительства, а также социально-культурным факторам, проявляющимся в организации отдыха сотрудников и их детей в санаториях, детском лагере и на базе отдыха завода. Существует также положение, согласно которого проводится обучение кадров для завода за счет предприятия с соответствующим профессиональным отбором.
Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства организации, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния когда и руководители и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности организации.
Предприятие ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» рассматривает маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный временной период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью.
Однако, это становится реальным лишь тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменением рыночной коньюктуры, маневренность собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований.
При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, инвестиционной и производственно-сбытовой работы предприятия, а управление маркетингом – важнейшим элементом системы управления предприятием.
Основными принципами маркетинга на предприятии являются:
Исходя из принципов маркетинга, составляются маркетинговые программы. Маркетинговые программы – это системы взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия-производителя и экспортёра на заданный период по всем блокам маркетинга.
Планирование маркетинга подразделяется на краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочные программы маркетинга характеризуются большой детализацией и конкретностью программирования действий предприятия, долгосрочные охватывают мероприятия, рассчитанные на длительный период времени согласно принятой стратегии маркетинга.
Единая программа маркетинга представляет собой взаимосвязанную систему его программ по определённым рынкам и по группам однородной продукции и служит основной для разработки планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, сбыта, сервиса и др
Программа маркетинга содержит основные контрольные показатели, испытание опытных образцов продукции, организации серийного производства, по определению сбыта и номенклатуры производства, объёмов оптимальных запасов продукции на складе, определению и динамики и объёмов продаж каждой группы товаров на конкретных рынках (включая показатели, связанные с мероприятиями по сбыту), по определению динамики и уровня цен (внутренних и экспортных, расчётами финансовых затрат по каждому мероприятию программы, установлению основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, норма рентабельности, себестоимости и т.п.).
Программы маркетинга формируются на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга и являются той основой, которая обеспечивает взаимодействие коммерческих и сбытовых служб предприятия с научно-техническими, проектно-конструкторскими и производственными подразделениями.
На основе маркетинговых программ вырабатывается маркетинговая стратегия. Стратегия маркетинга – это формирование и реализация целей и задач предприятия производителя и экспортёра по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определённый период времени (долгосрочный, среднесрочный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией, возможностями предприятия.
Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования коньюктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.