рефераты по менеджменту

Планирование и бизнес-план

Страница
4

Стратегическое планирование как средство достижения цели

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов,

- адаптация к внешней среде,

- внутренняя координация,

- организационное стратегическое предвидение.

Рассмотрим каждый вид управленческой деятельности отдельно:

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. Например, в 2005 году известная компания «Ростовская сотовая связь» (РСС) приняла решение несколько реорганизовать свою структуру, а именно внедрить услугу фиксированной сотовой связи, которая затем переросла из дополнительной в одну из основных услуг. Этой услугой стало заниматься отделение РСС фирма «Актоп». Это решение позволило несколько сократить персонал РСС, что, естественно, сократило издержки (такие как расходы на продажу, оплата труда, единый социальный налог, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве) и в то же время полноценно представлять на рынке услугу фиксированной сотовой связи, ведь фирма «Актоп» была основана в результате распределения организационных ресурсов и полностью отвечала необходимым требованиям (прежде всего квалифицированный персонал и технологический опыт).

Адаптация к внешней среде. Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

В качестве примера рассмотрим деятельность российского производителя компьютерной техники компании «Эксперт». Около пяти лет назад эта фирма вышла на рынок компьютеров, а именно на тот сегмент, который представлен мощными рабочими станциями. На заре своей деятельности эта фирма не смогла составить конкуренцию на данном сегменте рынка более опытным российским и западным фирмам, поэтому, не видя особых перспектив, руководство фирмы приняло решение о резком освоении новой рыночной ниши - домашний компьютер (HomePC & Half Office), основу которого составляла невысокая цена, наличие разнообразных базовых конфигураций, оснащение перспективными периферийными устройствами, дополнительный технический и, прежде всего, программный сервис. Был разработан стратегический план по выходу на рынок с инновационным продуктом. То есть в данном случае следует отметить, что фирма успешно адаптировалась к условиям внешней среды, а именно вовремя переместилась из бесперспективного сегмента в более перспективный. Таким образом, именно стратегическое планирование как средство достижения цели освоения новой рыночной ниши стало причиной успеха.

Нельзя не заметить, что важными факторами в стратегическом планировании является внешняя среда, рынок, конкуренция, выживаемость. Под внешней средой следует понимать макросреду, а именно социально-демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые и культурные силы. В условиях глобализации, при постоянно меняющемся мире необходимо постоянно отслеживать влияние внешней среды, чтобы вовремя отреагировать и оптимально приспособиться. Задача управления в этом смысле – свести до минимума неконтролируемые факторы. После установления своей миссии и целей, руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первый шаг - изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем направлениям:

1.Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.

2.Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.

3.Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Оценка и анализ внешней среды помогает управленческому персоналу получить существенные и достаточно важные результаты, что дает организации драгоценное время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы и опасности в любые выгодные возможности.

Под рынком следует понимать определенное место, где осуществляется купля-продажа или обмен товара на товар, товара на деньги, деньги на товар [9].

Под конкуренцией понимается соперничество, соревнование, людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. В целях планирования необходимо учитывать устойчивость конкурентоспособности компании. О своих конкурентах нужно знать всё. Детальное изучение конкурентов позволит правильно выбрать векторы своих действий по реализации намеченных планов.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Итак, осознание организационных стратегий - это деятельность, предусматривающая осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

Таким образом, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить новации и оптимальные изменения в организации в достаточной степени. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Оперативное планирование

В рамках оперативного планирования даются экономически обоснованные (оптимальные) ответы на вопросы: что обрабатывать (какую деталь и сколько), на каком оборудовании, какие конкретно ресурсы использовать, когда начинать и заканчивать операцию. Главная цель системы оперативного планирования - достижение наивысшей эффективности производственной деятельности при организации согласованного во времени и маршрутно-технологически ориентированном пространстве движения предметов труда (деталей, узлов) для обеспечения выпуска готовой продукции установленного качества.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту