Стратегическое планирование является составным элементом стратегического управления. Стратегическое планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общих тенденций развития, формирование специального механизма её реализации. Модель стратегического планирования можно представить в виде взаимосвязанных блоков (рисунок 1.).
|
Рисунок 1. Схема стратегического планирования
Стратегическое планирование следует рассматривать широко. Это и интегрированный процесс подготовки и принятия решений, и исследование последствий уже принятых или принимаемых решений, и процесс разработки целей и направлений их достижения. Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии правильных управленческих решений. Его задача - обеспечить выработку правильной стратегии поведения предприятия на рынке. В рамках стратегического планирования можно рассмотреть четыре аспекта управленческой деятельности: адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение, распределение ресурсов.
Современный темп изменения является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей, оно должно обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в нынешнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
В современных условиях, в дискуссиях по вопросам опыта стратегического планирования и управления, обсуждаются несколько разных уровней. Традиционно забота о стратегиях была участью военных и политиков. Эта сфера никуда не исчезла и продолжает вызывать интерес аналитиков самого разного толка: от культурологов до управленцев.[6] Во второй половине ХХ века термин «стратегия» - а также производные от него «стратегическое планирование» и «стратегическое управление»- начинает играть заметную роль в теории управления. Это связано с разработкой управленческих технологий, которые позволили бы планировать деятельность организаций в динамичных условиях современного рынка. Сформировать стратегию организации, значит ответить на вопрос о смысле и назначении деятельности организации в сложившихся обстоятельствах и превратить эти представления в ориентиры, необходимые для осуществления конкретной управленческой работы. В сочетании с концепциями и подходами, основанными на принципах маркетинга, стратегическое планирование может рассматриваться и как попытка теории и практики управления расширить границы своих возможностей, строя осознанное и контролируемое отношение к более фундаментальным общественно значимым процессам, которые прежде находились за пределами управленческого действия. В этом смысле со стратегическим планированием связана одна из магистральных линий развития управления, направленная на системное овладение управленческой практикой новых предметов и инструментов, более сложных и открывающих новые возможности.[7]
Идея стратегического управления - это стремление ответить на вопрос о том, как управлять в условиях, которые не вполне прозрачны, меняются и зависят от множества факторов, в частности, от действий других людей, принимающих самостоятельные решения и стремящихся к своим целям. Управлять в таких условиях означает управлять стратегически.
Необходимость разрабатывать стратегию появляется при дефиците ресурсов. В этом случае, прежде чем начать действовать, ему необходимо анализировать разные варианты, оценивать балансы затрат, рисков и приобретений, взвешивать ресурсы, выделять критические точки, формировать различные сценарии действий. В этих условиях точный выбор приоритетов и направлений деятельности, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами, приобретает особое значение. При этом процедуры стратегического планирования сосредотачивают внимание управленца на «субъективных» составляющих управления, на том, как и на каких принципах оно организовано, какие технологии использует и т.п.
Таким образом, стратегия это не столько процесс проявлений и характер «развития» объекта, сколько раскрытие того, как устроена работа управленческой системы. Безусловно, нельзя рассматривать «объективные» составляющие развития, не обращаясь к «субъективным», и наоборот, поэтому подходы стратегического планирования и, например, планирования социально-экономического развития, скорее, не противоречат, а - при правильно организованном взаимодействии - дополняют друг друга. При этом точное понимание возможностей и ограничений разных типов планирования имеет существенное значение.
Следует отметить, что в отечественной практике планирования «субъективной составляющей» уделяется недостаточное внимание, что серьезно ограничивает развитие профессионального управления. Важно специально отметить, что объем стратегического мышления включает и собственно подготовку, и проведение операции. Стратег не тот, кто, «решив» глобальные вопросы, не снисходит до «мелочей», напротив, о выдающихся полководцах известно, что они заботились об очень мелких деталях действия. Стратег не тот, кто не обращает внимания на «мелочи», и не тот, кто видит их отдельно от замысла и цели операции, - стратег видит и то, и другое, причем видит в связке, системно[8]. Именно такое видение позволяет стратегу понимать, как и какие из частностей могут оказаться ключевыми элементами, определяющими успех или неудачу всей операции.
Таким образом, рассматривая категорию «стратегическое планирование», кроме стратегии, необходимо акцентировать внимание на планировании, т. е. разработке набора предписаний, определяющих деятельность. Стратегическое планирование деятельности организации - это стремление создать такие управленческие технологии, которые позволили бы перевести искусство стратегии в управленческую работу, превратить стратегическое планирование в набор процедур и тем самым максимально использовать потенциал всей организации. Если система организации деятельности проста и понятна, необходимости в выработке стратегии может не возникать. В этом случае бывает достаточно уже сложившихся, отработанных форм организации деятельности, либо формирование стратегии может осуществляться лидерами организации, без необходимости выделять эту работу как специальную. Изменение этой ситуации диктуется увеличением размеров дела, которым занимается организация, и самой организации, а также интенсивностью изменений, определяющих ее работу.