рефераты по менеджменту

Планирование и бизнес-план

Страница
2

Известно, что в свое время один из создателей современной теории управления производством А. Файоль, выделил следующие основные принципы осуществления плановой деятельности: единство, непрерывность, гибкость, точность. Позднее Р. Акофф обосновал еще один принцип планирования – принцип участия.[4].

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в используемых принципах, которые в совокупности отражают нацеленность на конечный результат. В качестве критериев оценки эффективности планирования могут выступать следующие принципы:

- использование научного метода;

- полнота и точность целых действий;

- непрерывность процесса;

- эластичность и гибкость как стратегические итоги оперативных планов;

- ориентация на высокую эффективность;

- возможность контроля проектов;

- оперативная корректировка планов, при необходимости.

Кроме того, в современных условиях перехода на среднесрочное планирование, перехода к среднесрочному государственному формированию трехлетних бюджетов, предлагаемый перечень важнейших принципов обогатился новыми и современными, такими как, обоснованность целей, ориентированность на результат.

Обоснование планов развития

Управление необходимо рассматривать как систему комплексных мер по достижению целей. Как только сформулирована цель или конечный результат деятельности организации, а также то, что должны сделать члены коллектива для ее достижения, необходимо перейти к обоснованию уже разработанного плана. Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Существует ещё такое понятие как норматив - величина относительная. Она характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда, наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороненнего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда в основном для определения уровня производительности труда, использование рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производительной программы определяется потребное количество отдельных видов марок материальных ресурсов.

Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли и др.

Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда и снижение себестоимости продукции. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др. Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовывать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно. Нужны системы, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной обществу и всей экономики страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Также различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов в нем участвующих. Например, объем производства в целом, объем механической обработки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты на единицу производственной мощности и др.

В предпринимательской деятельности с момента её начала и в своём развитии невозможно существовать без текущего планирования на ближнее и краткосрочные периоды. Однако главное предназначение думающих и действующих лидеров бизнеса – на только созерцать ситуацию на уровне горизонта, но и «заглядывать» за него, и именно на это ориентирует система стратегического планирования.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие стратегического планирования

Стратегическое планирование призвано определять цели предприятия (фирмы) и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). Именно поэтому стратегическое планирование часто определяют как процесс моделирования и изучения будущего. Стратегическое планирование служит отправной точкой для любого другого планирования в рамках предприятия (фирмы).

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определения хозяйственных задач и средств их достижения; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Стратегическое планирование – это процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами[5]. Стратегическое планирование представляет собой долгосрочный прогноз. В процессе стратегического планирования определяются стратегические цели, долгосрочные и краткосрочные стратегические ориентиры, вырабатывается стратегия поведения на рынке и стратегический план. Разработка стратегических целей отражает представление данного предприятия о своем производстве и его месте на рынке, для чего проводятся комплексные изучения и исследования рынка или рынков. Долгосрочные и краткосрочные стратегические ориентиры позволяют уточнить долгосрочные и ближайшие цели предприятия и то положение, которое он старается себе обеспечить на рынке в данный момент, ближайшем будущем и в перспективе. На основе стратегических ориентиров разрабатывается стратегия поведения предприятия как реальный план действий, совокупность управленческих решений по достижению поставленных целей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту