ВВЕДЕНИЕ
Планирование как функция управления имеет большое значение. В современных условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит достойным доходом высококвалифицированных работников. Достижение в рамках предприятия указанных целей невозможно без процесса планирования, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ основных направлений планирования развития предприятия в современных условиях.
Предметом исследования является планирование как функция управления. Также сделана попытка анализа основных стратегий поведения и развития деятельности предприятия, рассмотрены особенности стратегического планирования как управленческой технологии.
Итак, если представить себя в роли предпринимателя, намеревающегося открыть фирму, то в этом случае, следовало бы начать с небольшого предприятия, но идея долгосрочного планирования также не представляется излишней. В ходе проведенных консультаций со специалистами, необходимо систематизировать информацию о пяти неодинаковых по размеру предприятиях, каждое из которых вполне может рассматриваться как определенная ступенька роста будущей фирмы.
Размер предприятия, которое вы фактически изберете, будет зависеть от объема выпуска продукции, который планируется производить в течение достаточно длительного промежутка времени, прежде чем нужно будет переходить к производству в крупных масштабах.
Расширение фирмы окажется совершенно бессмысленным, если постоянные издержки, не смогут быть распределены на достаточно продолжительный период, обеспечивающий расчетные размеры производимой продукции. Для определенного объема выпуска продукции, запланированного организацией на долгосрочную перспективу, существует лишь один оптимальный масштаб предприятия. Может оказаться вполне реальным выпускать данный объем продукции и на предприятии иного размера, но это будет сопряжено с потерями, т. е. с ростом издержек, приходящихся на единицу выпуска.
Если руководство предприятия пожелает поддерживать объем выпуска в течение сравнительно короткого промежутка времени на необычно высоком или необычно низком уровне, то в этом случае ей следует просто «переместиться», в соответствии с ее размерами. Типичным примером такой ситуации может стать фирма, принявшая решение о сверхурочной работе для выполнения исключительно большого заказа или предприятие, наполовину сократившее объемы выпуска продукции с целью пережить временный спад деловой активности. В том случае, когда рассматриваются устойчивые изменения объемов выпуска продукции, минимизация издержек осуществляется путем строительства предприятия больших размеров.
Аналогичным образом фирма, планирующая постоянное уменьшение выпуска продукции, скорее пойдет на закрытие какого-нибудь своего предприятия, чем на то, чтобы продолжать эксплуатацию его производственных мощностей на уровне ниже проектного.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. В целях принятия единственно правильного решения о намерении развития предприятия, необходимо:
обладать достоверной информацией,
иметь план действий,
знать рынок сбыта,
иметь ресурсы (денежные, трудовые и т.д.);
разработать стратегию поведения.
В курсовой работе будут рассмотрены основные понятия планирования и прогнозирования развития предприятия.
СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Важнейшей проблемой для предприятий, особенно малого бизнеса, является стратегическое, оперативное и бизнес-планирование. Обоснование целей производства, целей экономической системы, особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления - планирование.[1]
По мнению профессора Иванченко Л.А. под планированием следует понимать один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает направление усилий всех членов организации на достижение их общих целей. Должны быть определены цели, или конечные результаты деятельности, организации, а также то, что должны сделать ее члены для их достижения [2].
Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях[3].
Таким образом, планирование - один из методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Оно служит для подготовки принятия решений, всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе. Для планирования важным элементом является достоверность необходимых для планирования данных.
В современных условиях эффективность функционирования определяется многими обстоятельствами: правильностью установления спроса и предложения, выбором оптимальной технологии и организации производства, своевременным и рациональным ресурсным обеспечением, величиной основного и оборотного капитала, формами и методами реализации. В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвычайно широк, субъект хозяйствования стремится к их оптимальному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование производственной и финансовой деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания, экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.
Указанное обстоятельство вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:
- во-первых, оно имеет дело с выбором из множества возможной альтернативы развития предприятия в будущем;
- во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня. Здесь всегда существует вероятность ошибки.
- в-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с производства изделий, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегии и политика по их достижению; разрабатываются длительные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;
- в-четвертых, исходной посылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей и т.д.).
- в-пятых, в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное.