Качества ЛИЧНОСТИ |
Методы отбора ПЕРСОНАЛА | ||||
Стандартная форма «Сведения о кандидате» |
Интервью |
Тестирование |
Проверка рекомендаций |
Медицинское обследование | |
Интеллект |
ü |
ü |
ü |
ü | |
Образование |
ü |
ü |
ü | ||
Профессиональный опыт |
ü |
ü |
ü | ||
Состояние здоровья |
ü |
ü |
ü |
ü | |
Личностные характеристики |
ü |
ü |
ü | ||
Мотивация, отношение к работе |
ü |
ü |
ü | ||
Коммуникативные качества |
ü |
ü |
ü | ||
Наличие противопоказаний к работе |
ü |
ü |
ü |
ü | |
Моральные качества (честность, трудовая этика, ответственность и т.д.) |
ü |
ü |
Конечно, вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.
Чтобы проявить возможность совершенствования системы управления персоналом проводится интервью[[1]] или собеседование, которое проходит еще при приеме кандидатов в разных формах от стрессового (жесткого) до контактного (доверительного разговора). При таких собеседованиях, как правило, выявляются как характерные принимаемому человеку психологические, так и его профессиональные качества, что в дальнейшем помогает при мотивировании данного сотрудника.
Наличие сформированной корпоративной культуры существенно ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и социальную деятельность компании. Создание, поддержка и внутренняя реклама корпоративной культуры направлены на вдохновение сотрудников на высокую эффективность работы в компании, повышение их приверженности, лояльности и преданности. Корпоративная культура (кодекс) компании определяет ведущие ценности и значимые цели, которые сотрудники должны разделять и учитывать в своей работе.
В корпоративном кодексе, как правило, сформулированы:
· ведущая миссия и видение компании, ее девиз и слоган;
· философские, социальные и социально-экономические ценности организации;
· цели, которые декларирует компания;
· корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;
· особенности делового взаимодействия между руководителями и подчиненными, между сотрудниками внутри подразделений, а так же с клиентами компании;
· характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;
· требования к деловому костюму сотрудников компании.
Подбор нужной рабочей силы должен строиться на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемый работником как справедливый, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию.
Система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе.
Разделение труда и взаимоувязка частичных трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, имеет большое значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены и т.д. Кроме того, благодаря организации труда, использованию прогрессивных форм разделения и кооперации труда регулируются трудовые нагрузки, выравниваются неоправданные различия занятости работников на протяжении смены.
Определение потребности в персонале – одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Как видно из сказанного, следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:
· профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
· требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
· штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
· документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
· системы целей как основы оргструктуры управления;
· общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;