Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:
1. Внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;
2. Внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Структурный подход к проблемам инновационного менеджмента — это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения ресурсов.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход целесообразно применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
Сущность функционального подхода к инновационному менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.
При применении функционального подхода происходит абстрагирование от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего, с системным, воспроизводственным, маркетинговым. Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности.
Например, компания «Тойота» переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения: на трассе — на бензин, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричество. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.
Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Одним из основных требований к современному стратегическому управлению является обеспечение рентабельности инновационной политики компании. Реализация этого требования может наталкиваться на определенные трудности, в частности, на усиление конкуренции. В этом случае компании вынуждены проводить избирательную товарную политику и обеспечивать свое присутствие на основных мировых рынках для сбалансирования общих результатов, руководствуясь при этом более жесткими нормами рентабельности, чем раньше. Так, руководство компании «Сан-Гобэн» исходит из того, что норма прибыли на акционерный капитал для каждого вида деятельности должна быть не менее 10%. В 199:5 г. этот показатель для 500 первых американских компаний составлял 14,6%, тогда как: в 1975-1984 гг. — 13,2%. Компания «Лафарж» с 1992 г. руководствуется принципом контроля рентабельности активов, при этом целевой показатель составляет: для размещенных активов — 14%, для приобретений — 16% через три года, для новых инвестиций — 12% плюс премия за риск.
Фирма Compagnie bancaire не занимается деятельностью, которая дает менее 15% прибыли (после налогообложения) на собственный капитал. Компания Compaq ориентируется на оборот в; 1 млн. долл. на одного работающего.
Развитие процессов глобализации обусловливает усиление конкуренции. При этом сегодня речь идет о глобализации не только рынков, но и производства, характеризующегося значительной международной мобильностью факторов производства. Современная глобализация имеет многосторонний характер. Она носит производственно-финансовый характер, что проявляется в формировании сети предприятий и бирж, действующих на всех континентах. Она является также культурной благодаря распространению идей и образа мысли; экологической — вследствие порождаемого ею нарушения экологического равновесия; эпидемиологической — из-за распространения вирусных заболеваний, обусловленных, например, развитием авиаперевозок; военной — так как отсутствие коллективной безопасности порождает межнациональные и региональные войны. Однако, развиваясь во многих сферах, глобализация не стала пока универсальной. Одной из важнейших ее особенностей является то, что она носит асимметричный и неоднородный характер, так как различные сферы экономической деятельности глобализируются различными темпами. Если финансы и предприятия уже достаточно глобализированы, то такие сферы, как социальная справедливость, борьба с терроризмом, институциональное сотрудничество и государственная политика, остаются до сих пор замкнутыми в определенных географических границах.