Содержанием стратегического менеджмента являются:
· определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
· анализ внешней среды фирмы;
· анализ ее внутренней обстановки;
· выбор и разработка стратегии фирмы;
· анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
· выбор степени интеграции и систем управления;
· управление комплексом «стратегия — структура — контроль»;
· определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
· обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
· объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;
· число клиентов;
· доля рынка.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием целей, намеченных компанией на рынке. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например:
· обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж существующие запасы + планируемые запасы);
· построить цех (объем капитального строительства);
· разработать новую технологию (проведение НИОКР). Организационные цели- все, что касается управления, структуры и персонала организации, например:
· принять на работу несколько специалистов по маркетингу;
· довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке;
· внедрить систему управления проектами.
Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
· чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
· величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);
· валовая и чистая прибыль;
· рентабельность продаж и т.п.
Роль ресурсов в стратегическом менеджменте принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы — это потенциал организации.
Для использования специфического инструментария при разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации
Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий — 33%, информации о методах производства — 6%, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний — 5%.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.
Планирование и реализация инновационной стратегии. Одной из функций управления является планирование. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, формулируя цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определяя необходимые для этого средства. Планирование является обязательным элементом управления предприятием в рыночных условиях
Очевидно, что к планированию, кроме динамичности, предъявляются также требования обоснованности, оптимальности, точности, оперативности и пр. Указанные принципы и требования были характерны для выполнения функции планирования и в условиях командно-административной экономики. Все, кроме одного — ориентации на достижение целей самостоятельного субъекта хозяйствования, действующего в условиях свободного рынка.
В современных условиях, можно выделить следующие этапы процесса принятия инновационных решений:
· постановка целей,
· изучение окружающей среды,
· идентификация собственных стратегических возможностей,
· формирование альтернативных стратегий,
· выбор наиболее оптимальной, с точки зрения достижения, цели при условии максимизации эффективности,
· реализация и осуществление контроля.
При этом полностью отвергается какая либо корректировка этапа после его прохождения. Примером использования данной теории является ситуация, когда крупнейшая американская корпорация RCA (Radio Corp. Of America) потеряла 500 млн. долл. при внедрении на рынок дискового видеопроигрывателя. Изменения рыночной конъюнктуры были замечены уже на стадии реализации проекта и руководство отказалось от дорогостоящей корректировки целей, что привело к полному провалу инновационного проекта.
Вторая теория — рациональная, исходит из метода ПОС (Постепенное Ограниченное Сравнение). Эта теория предполагает: отсутствие четких целей; постановка целей происходит в процессе принятия решения; используется коллегиальность при принятии решений, но отсутствует полная согласованность между «ключевыми фигурами». Таким образом, есть определенное представление куда должна «идти» организация, а определение конкретных мер происходит в процессе каждодневного управления. Можно выделить следующие этапы принятия решений по данной модели:
· формирование только простых общих целей (например, повышение эффективности на 15% в текущем году, или увеличение доли на рынке до 72% в течении следующего финансового года, и т.д.),
· разработка множества альтернатив, возможно не вписывающихся в рамки настоящей стратегии компании,
· выбор решения, приближающего фирму к желаемому результату (при этом условие максимизации часто отсутствует).
Таким образом, анализируя применение руководителями компаний одной из двух теорий принятия решений, для современных условий постоянного изменения внешней среды, следует признать большую эффективность рациональной теории.
В результатах обследований процесса анализа и использования информации на одном из крупных британских предприятий, где важная информация отбирается, анализируется и представляется в виде стандартного доклада лицам, принимающим решения. Определение эффективности направлений и проектов в концепции инновационного менеджмента.
Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций. Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как эта подсистема несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.
Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 14 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.