рефераты по менеджменту

Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе

Страница
3

2) имитация достижений лидера (следование за лидером), что предполагает наличие мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования, особенно когда товарный рынок вступает в стадию роста жизненного цикла товара;

3) проведение политики товарной дифференциации, для чего необходимо выполнение прикладных НИОКР по товарам, находящимся на этапе зрелости ЖЦТ;

4) совершенствование технологии производства «зрелых» товаров с целью снижения издержек выпуска продукции и повышения эффективности производства.

Первый тип конкуренции представляется довольно выгодным, хотя рискованным и связанным со значительными затратами на НИОКР.

Второй тип конкуренции характеризуется большими расходами на опытно-конструкторские работы и в то же время предполагает наличие компетентных специалистов по всем видам прикладной технологии, быстрого реагирования в области разработки товаров, организации их сбыта на базе законченных исследований, тесного взаимодействия отделов НИОКР с подразделениями производства и сбыта, а также высококвалифицированного руководства.

Третий тип конкуренции требует выделения значительных ресурсов на конструирование товаров, относительно небольших расходов на НИОКР, своевременности тщательного изучения новых товаров, используемых потребителями, тесной связи между сбытовиками и инженерами, конструирующими товары, отработанной производственной технологии, не допускающей высоких издержек производства, поддержания эффективности производства и минимальных расходов на разработки и производство с помощью использования одних и тех же деталей и частей во многих видах машин.

Четвертый тип конкуренции характеризуется низкими расходами на НИОКР, хорошо развитым производством и конструкторской базой, высокими экономическими параметрами производства, способностью копировать быстро любую новую конструкцию, внедряя лишь изменения, позволяющие снизить издержки производства. В борьбе фирм одной отрасли, как и в межотраслевой конкуренции, велика роль освоения производства.

В ходе освоения новой продукции, выявляются недостатки изделия, устранение которых требует иногда значительных усилий, в том числе и смежных предприятий. Немаловажную роль играет реакция покупателя на новый товар. Предложение на рынок изделия, полностью удовлетворяющего запросы потребителей, повышает авторитет производителя, косвенно способствует сбыту и другой его продукции. В то же время выпуск на рынок неудачного товара может надолго воспрепятствовать его сбыту, даже после устранения недоделок, вызывает недовольство покупателей, психологически воспринимается как «антиреклама» всей продукции фирмы.

Вопрос о том, какие фирмы обеспечивают наибольший прирост нововведений в стране широко дискутируется на страницах зарубежной экономической прессы. Крупные компании часто склонны концентрировать свои усилия на направлениях, которые обещают лучшие возможности для будущего роста. Развитие же направлений с менее выраженным потенциалом и большим риском связывается с инициативой мелкого предпринимателя. Без сомнения, крупные компании обладают относительно большими ресурсами в проведении НИОКР и накопления их результатов, однако им есть и чем рисковать: крупные фирмы имеют относительно высокую стоимость основного капитала и любое нововведение ведет к его моральному обесценению. Поэтому крупные фирмы склонны задерживать внедрение уже имеющихся нововведений, делая это лишь по необходимости в соответствии с логикой конкурентной борьбы на рынке. Например, о ведущей в мире по масштабам производства электронной вычислительной техники компании «ИБМ» известно, что она — «вечно вторая» по внедрению новинок. Однако быстро осваивает новое производство и по величине выпуска новой продукции быстро опережает малые фирмы-пионеры. Разработка и внедрение нововведений оказывает существенное влияние на перераспределение сил компаний на рынке, вносит новый элемент в соперничество фирм за покупателя. По своей направленности это соперничество является, безусловно, внутриотраслевой конкуренцией. По многообразию применяемых форм и масштабам соперничество между фирмами одной отрасли значительно шире конкурентной борьбы монополий разных отраслей. Во внутриотраслевой конкуренции активно применяются методы научно-технической и сбытовой конкуренции, географической и производственной диверсификации.

Действуя на рынке, компании зачастую комбинируют виды конкуренции, пытаясь теснить соперников на всех участках межфирменного соперничества. Следует отметить, что цель конкуренции, хотя и заключается, в конечном счете, в расширении сбыта (путем усиления позиций на рынке или увеличения монопольных цен), может на первом этапе внедрения нововведений преследовать иные задачи. Это относится, например, к борьбе за влияние (с помощью рекламы научных открытий фирмы и выполненных ею опытных экземпляров новой продукции) на потенциального покупателя.

В рыночных условиях компания использует нововведения для реализации следующих стратегий:

· разработка и внедрение новой, то есть не выпускавшейся ранее передовой товарной продукции или новых услуг;

· диверсификация производства на основе имитационных нововведений;

· интернационализация хозяйственной деятельности, то есть продажа фирменных инноваций для использования на других рынках сбыта.

Стратегия разработки и внедрения на рынок передовой товарной технологии для большинства фирм является главной. «Отраслевая, межотраслевая и международная конкуренция стала настолько острой, — а в будущем будет еще более обостряться, — что потребует от фирм высокой технологии согласованных усилий, с тем, чтобы найти новые пути к выживанию и росту.

На проходивших в 2003 г. в Комитете по правовым вопросам Сената США слушаниях Билл Гейтс заявил: «Все мы в Майкрософте понимаем, что если мы не будем постоянно заниматься нововведениями и создавать новые продукты, отвечающие растущим запросам наших потребителей, мы быстро станем никому не нужны». Однако что такое нововведения — существуют различные понимания: «быть пионером в идеях, в сервисе и в предложении товаров», «быть первым во всем», «думать не традиционно».

Инновационный процесс может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного способа в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как характер технологии, характер рынка конечной продукции, потенциал организации, экономический климат, степень компетентности руководства.

Формирование и осуществление технологической стратегии фирмы представляют область противоречий и конфликтов между различными заинтересованным и группами, решаемых «политическим путем» в процессе столкновений, переговоров и согласований. Формальные количественные методы технологического прогнозирования, оценки проектов играют при этом мобилизующую и организующую роль. Помимо высокого качества инженерно-технической работы подчеркивается также роль управленческих факторов успешной реализации нововведения, тесных горизонтальных связей между функциональными подразделениями, а также связей с потребителями и внешними источниками технических знаний.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту