Положение компаний, не уделяющих внимание инновациям, в условиях ужесточения конкуренции на международных рынках ухудшается. В настоящее время на рынке господствует потребитель. Инновации позволяют не только получить ценовые преимущества по отношению к конкурентам, но и стимулировать обновление спроса. Предоставляя потребителю новый повод для покупок, они выступают решающим элементом промышленной конкурентоспособности. Фирмы — производители исходят из того, что инновации не ограничиваются только товарами, они должны распространяться на производственные процессы, организационные структуры, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации. При этом любая страна может занять достойное место на мировой арене, если развитие инноваций, особенно в области производственных НИОКР, не будет ограничиваться только крупными предприятиями, поскольку для повышения глобальной конкурентоспособности необходимо развивать инновационный потенциал мелких и средних предприятий.
Практика конкурентной борьбы на рынке свидетельствует, что для развития инноваций на государственном уровне необходимо действовать следующих направлениях:
1) развивать творческий дух сотрудников фирм с помощью формирования корпоративной политики;
2) высвобождать творческие способности, устраняя мешающие развитию препятствия, в частности многочисленные регламентации на уроне предприятия, убивающие в зародыше любую инициативу;
3) повысить эффективность передачи технологий и навыков от науки предприятиям, в частности малым и средним предприятиям, оказывать им помощь при найме квалифицированного персонала;
4) переориентировать государственные исследования в соответствии с четко определенными приоритетами на поддержку крупных инновационных проектов, а также направить часть государственных финансов на практическую реализацию НИОКР, т.е. создание конкретных товаров и технологических процессов;
5) обеспечить малым и средним предприятиям более высокие гарантии против риска, связанного с инновациями. Например, во Франции предлагается превращение ныне действующего налогового кредита на исследования в налоговый кредит на инновации, что будет способствовать развитию научно-технических исследований и сохранении свободы выбора предприятий; развитие венчурного предпринимательства; повышения степени защиты промышленной собственности и борьбы против подделок; облегчения доступа малым и средним предприятиям к европейским программам НИОКР, располагающим крупными средствами.
Государственное регулирование инновационной деятельности в США Развитие НТП В США, стране рыночной экономики, регулируется преимущественно тремя основными секторами, стимулирующими его поступательное развитие государственными органами, финансирующими научно-технический прогресс; научно-техническим сектором (университеты, научные центры и федеральные лаборатории) и промышленностью, финансирующей собственные программы НИОКР. Эти три сектора национального научно-технического комплекса руководствуются однообразными, порой противоположными целями. Однако в стране эволюционно сложился крупномасштабный механизм, позволяющий гармонично решать сложную хозяйственную триединую задачу, а именно:
· Выделять направления науки и техники, развитие которых предполагает наибольшие выгоды обществу (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе);
· Увязывать основные научные и конструкторские работы, проводимые во всех секторах экономики, обеспечивая тем самым «эффект масштаба» от координации усилий ученых и инженерно- технического персонала;
· Распределять финансовые, трудовые и материальные ресурсы в сфере научно-технического прогресса, сосредотачивая порой основные силы на нескольких «ударных» направлениях, что позволяет добиваться крупных прорывов (проект «Манхеттен», программа «Аполлон» новейшие программы в области ЭВМ, физики и биотехнологии, критических и двойных технологий, методов создания технологий будущих поколений).
Примерами научно-технической политики различных стран являются выбор приоритетов научно-технического лидерства, целенаправленная поддержка нововведений и наукоемких производств, экономическое стимулирование научно-технического развития за счет налоговых стимулов, политики ускоренной амортизации, льгот на проведение НИОКР, поддержки малого бизнеса и т.д. Таким образом, регулирующая роль государства в сфере инновационной деятельности осуществляется путем прямой финансовой поддержки НИОКР на приоритетных направлениях в форме национальных научно-технических программ; централизованном распределении ресурсов для финансирования фундаментальных исследований; государственных субсидий, и льгот и т.д.
Для формирования конкурентных преимуществ на рынке очень важна государственная поддержка компаний. Эта поддержка имеет различные формы и сводится, как правило, к стимулированию расширения предприятиями своей страны операций на внешних рынках и к их поддержке в соперничестве с иностранными конкурентами на внутреннем рынке.
В промышленно развитых странах государственная промышленная политика является результатом реализации экономических программ различных политических партий, стоящих у власти в различных промышленных государствах, и отсюда — при рассмотрении этой проблемы в различных странах — большое разнообразие подходов к ее реализации и инструментарию. Последний включает определенное сочетание санкций и субсидий, зависящее от избранной в данный момент концепции государственного регулирования — с упором на стимулирование рыночных отношений или на государственное вмешательство (с высокой или средней степенью активности) в экономические процессы.
Среди развитых стран наиболее активно воздействует на экономические процессы государство во Франции. В этой стране воздействие государства на промышленность получило развитие с 1945 г., накоплен опыт и выработан адекватный инструментарий вмешательства. Институциональная структура и методы промышленной политики за прошедшие десятилетия не претерпели существенных изменений, несмотря на многочисленные политические перестановки. Такая преемственность связана, в частности, с тем, что в процессе принятия решений традиционно большую роль играет централизованный исполнительный аппарат. Ограниченная роль парламента в этом процессе сохраняется до сих пор. Государственная администрация располагает хорошо подготовленными кадрами, полностью отвечающими за разработку и реализацию политики.
Индикативное планирование (хотя его значение постепенно снижается), развитый кредитный механизм, контроль над финансовой системой и распределением фондов составляют основу воздействия государства на промышленные фирмы. Автономия исполнительного аппарата по отношению к законодательной власти дает возможность разрабатывать свои инициативы в области промышленной политики во многом независимо, практически без ориентации на «группы интересов» и, кроме того, без проведения длительных политических дебатов.