На первом этапе обучающийся актуализирует способности, необходимые для выполнения смежных функций путем решения поставленных задач. Второй этап характеризуется активными усилиями обучающегося, направленными на интеграцию способностей и формирование способности достигать результата деятельности. По мере достижения происходит формирование компетенции как системы. В соответствии с механизмом системогенеза способностей и компетенций определяется, что оценка их сформированности может быть только бинарной – сформированы (1 – да) или не сформированы (0 – нет).
Таким образом, требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы представляют собой иерархический комплекс дескрипторов знаний, умений, навыков, способностей и компетенций, формируются в логической последовательности (вид профессиональной деятельности → компетенции → способности → знания, умения, навыки) и являются:
базой сравнения для оценки индивидуальных образовательных достижений;
основой для модульной организации образовательного процесса с учетом различных (синхронных или асинхронных) траекторий обучения и формирования фондов оценочных средств – системы педагогических контрольно-измерительных материалов.
С целью определения логической последовательности процедур, полномочий и ответственности субъектов контрольно-оценочной деятельности построена структурно-функциональная модель контроля и довузовскойподготовки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на основе анализа:
основных видов контроля, применяемого к практике профессионального образования, и функций оценки индивидуальных образовательных достижений;
федерального законодательства в сфере образования в части разграничения компетенций государства, работодателей и образовательных учреждений при организации и проведении контроля качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
В соответствии с методологией функционального моделирования разработанная структурно-функциональная модель контроля и довузовскойподготовки является основой для разработки моделей организационных систем контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, которые разработаны и описаны в третьей главе.
В целях определения содержательных и процессных аспектов технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования разработаны формализованные модели оценки индивидуальных образовательных достижений по результатам изучения учебных модулей (учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и др.), защиты ВКР и неформального обучения. На их основе разработана модель интегральной довузовскойподготовки выпускников учреждений профессионального образования () формализуемая в виде многокомпонентного кортежа:
,
где:
– оценка результатов защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) выпускником;
– интегральная оценка успеваемости выпускника учреждения профессионального образования;
– оценка результатов неформального обучения;
– группа членов ГАК;
– множества требований ФГОС профессионального образования к общим и профессиональным компетенциям выпускников;
– шкала оценивания сформированных у выпускников компетенций;
– множество отношений, возникающих при определении членами ГАК соответствия требованиям ФГОС оценок за результаты за результаты освоения профессиональной образовательной программы, неформального обучения, выполнения и защиты ВКР при выставлении выпускнику интегральной довузовскойподготовки, представленных в нормативно-методических документах в виде требований к организации и проведению итоговой аттестации () с использованием средств автоматизации контроля и оценивания ().
Применение методов и средств контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений предполагает получение достоверной информации, поэтому были определены следующие критерии достоверности оценки индивидуальных образовательных достижений: адекватность, объективность, обоснованность, однозначность, результативность, сопоставимость, своевременность и точность.
Анализ методов и средств контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений позволил определить комплекс требований к их адекватному применению в соответствии с критериями достоверности:
Экспертное оценивание индивидуальных образовательных достижений должно применяться в случаях многокритериального многоэтапного оценивания, основанного на слабоформализуемых требованиях к результатам подготовки, с использованием методов, позволяющих учитывать множество альтернатив в ситуации разных оценок экспертов, и с применением методов оценки компетентности экспертов и статистических методов обработки экспертной информации;
Метод наблюдения целесообразно использовать: при контроле освоения учебного материала на практических занятиях, в ходе выполнения и защиты лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов; при оценке практических умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной обстановке, на основе релевантных методов экспертного оценивания и обработки экспертной информации;
Коллоквиумы, зачеты, письменные и устные экзамены должны проводиться с максимально возможным применением аппаратно-программных средств автоматизации процессов обработки, проверки и учета результатов контроля и оценки, обеспечивающих минимизацию ошибок;
Тестирование, основанное на применении стандартизированных тестов и научно обоснованных методик математической обработки результатов, должно проводиться при использовании объективно формализуемых в компетентностной парадигме критериев и показателей результатов подготовки по учебным модулям и/или образовательным программам;
Использование психологических тестов диагностики свойств личности возможно только с целью получения дополнительной информации для подтверждения достоверности оценки сформированности у обучающихся компетенций по результатам освоения профессиональных образовательных программ;
КИМ как стандартизованные педагогические оценочные средства, предназначенные для контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений, включающие разнообразные контрольные материалы, их спецификации, шкалы и методики шкалирования результатов, должны быть компетентностно-ориентированными и отвечать основным требованиям валидности и надежности;