6. Впервые в системе довузовского образования разработана теория проектирования опытно-экспериментального объединения «школа - профтехучилище - техникум – вуз» на основе многоуровневой организационной интеграции учебных программ.
7. Установлены педагогические условия (направленный системный подход к проектированию системы довузовского образования; формирование содержания на основе принципов теоретических обобщений и межпредметной интеграции; интеллектуальное и коммуникативное развитие за счет использования модульных технологий; включение довузовской подготовки в систему непрерывного образования на основе преемственности, взаимодействия и развития; формирование мотивационного потенциала к будущей профессии; диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровня их знаний и интересов) и педагогические средства обеспечения планируемого уровня подготовленности абитуриентов к обучению в вузе (перепективные и текущие рабочие программы; вариативные учебные планы, ориентированные на целевые установки - уровень интеллектуального развития, профиль специальностей; модульные технологии обучения, основанные на принципах модульности, динамичности, гибкости, метода деятельности, осознанной перспективы, паритетности, структуризации учебной информации и разносторонности методического консультирования; учебные пособия, методические рекомендации и указания; наблюдения, беседы, анкеты, тесты, эксперименты).
8. Предложена новая качественная модель подготовки абитуриентов - модульная интегративная программа, - основной целью которой является не поступление абитуриента в вуз, а его подготовка к обучению в нем.
9. Обосновано использование диагностики компетентности личностных свойств и мотивационного потенциала учащихся для определения уровня подготовленности абитуриента к обучению в вузе.
10. Доказана необходимость введения дополнительных модулей (комплексные числа, химия, культура речи) для формирования требуемого уровня готовности абитуриента к обучению в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания, продвинут решение проблемы обеспечения качества подготовки абитуриентов и позволят по-новому подойти к анализу подготовки будущих студентов.
Помимо этого уточнен и дополнен понятийный аппарат теории и методики профессионального образования (механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, валентность индивидуальных образовательных достижений, системогенез компетенций, технология комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и др.).
Разработанные принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов в сочетании с их типологией являются инструментарием стратегического планирования развития контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах.
Разработанные теоретические основы формирования и оценки компетенций, обеспечивают возможность для теоретических и эмпирических исследований и широкомасштабной практики довузовской подготовки в системе профессионального образования, в т.ч.:
механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ является теоретическим базисом разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций и моделей оценки индивидуальных образовательных достижений;
механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет определять структуру технологических операций контроля и довузовской подготовки специалистов;
аналитический аппарат оценки компетенций позволяет разрабатывать методики обработки результатов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений, адекватные целям профессионального образования.
Технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов, включающие: инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений; базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности; модель мониторинга контрольно-оценочных процедур; позволяют детализировать стратегии развития в контексте определенных принципов, тенденций и механизма.
Результаты исследований дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области контроля и довузовской подготовки в системе профессионального образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества профессионального образования.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при решении задач модернизации системы профессионального образования и формирования общероссийской системы довузовского образования.
Практическая значимость.
Реализация механизма формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ позволяет разрабатывать иерархические системы дескрипторов компетенций, способностей, знаний, умений и навыков.
Применение механизма интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет без проведения эмпирических исследований получать актуальную, сопоставимую информацию о качестве подготовки в рамках освоения учебных модулей и профессиональных образовательных программ.
Применение инвариантной модели технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений позволяет специалистам учреждений профессионального образования разрабатывать и внедрять новые или модернизировать существующие технологии довузовской подготовки.
Применение организационно-методического аппарата исследований динамики социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности, позволяет определить успешность институциональных изменений, позитивные и негативные факторы реализации стратегии развития конкретных систем довузовской подготовки специалистов.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены:
комплексом теоретических и экспериментальных методов исследования, подтверждением выдвинутой гипотезы, корректностью постановки задач и определением концептуальных оснований их решения;
согласованностью выводов с данными других исследователей;
проведением опытно-экспериментальной работы в контролируемых условиях;
использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики; позитивными результатами внедрения предлагаемой педагогической системы в практику.
непротиворечивостью логических рассуждений и обоснованностью выбранных взаимодополняющих теоретических положений с опорой на фундаментальные исследования в области системного анализа, педагогики, психологии, педагогических измерений, непараметрической статистики и квалиметрии, которые позволили разработать и обосновать теоретические основы формирования и оценки компетенций и технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов;