согласованностью его основных результатов с тенденциями формирования общероссийской системы довузовского образования, модернизации отечественной системы профессионального образования, отраженными в Федеральной целевой программе развития образования;
собственным многолетним опытом работы в государственных и общественных организациях системы образования;
характером и результатами опытно-экспериментальной работы, широтой охвата и апробацией на федеральном и региональном уровнях. В целом в исследованиях приняли участие свыше 3000 человек.
Первый этап - аналитический (2002-2003 гг.). На этом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, методической и специальной литературы по проблеме исследования; определялись основные компоненты профессиональной направленности; изучалось состояние профориентационной работы со школьниками, опыт совместной работы школы и вуза, различных структур довузовского образования по организации профильного обучения учащихся старших классов.
Второй этап - экспериментальная работа (2004 – 2007 гг.). На этом этапе создавалась педагогическая система профориентационной работы по обеспечению преемственности в формировании профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов и профессиональной направленности студентов в условиях ВУЗа; осуществлялось экспериментальное опробование и применение разработанной педагогической системы; оценивалась ее продуктивность.
Третий этап – завершающий (2007 – 2009 гг.). На этом этапе осуществлялась обработка результатов исследования, обобщались выводы, оформлялись результаты теоретической и экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
модель и направления совершенствования и управления системы довузовской подготовки абитуриентов, а также организационная структура этой системы, сконструированная на функциональных принципах;
алгоритм проектирования и сама технология подготовки абитуриентов, основанная на многофункциональном тестировании;
методика формирования тестов-достижения для определения уровня обученности и разработанные бланки качества;
методика оценки качества подготовки абитуриентов к обучению в вузе.
Объем и структура диссертации
Диссертация изложена на с., состоит из введения, двух глав, библиографического списка , содержит рисунков и таблиц. Библиографический список включает источниковю.
Теоретические основы процесса системы довузовской подготовки
Анализ психолого-педагогических исследований развития и социализации обучающихся позволил определить, что:
- развитие человека в контексте его целенаправленной деятельности определяется линейной триадой: целеформирование – самоопределение – самореализация, при этом самореализация, рассматриваемая как составляющая развития человека, представляет собой деятельность (процесс) по достижению им сформированных целей, характеризующуюся получением определенных результатов – индивидуальных достижений;
- при рассмотрении образования как совокупности процесса и результатов обучения и воспитания уточняется формулировка понятия индивидуальные образовательные достижения – результаты целенаправленной учебно-познавательной деятельности обучающегося, представляющие собой системную совокупность социально значимых сущностных свойств, качеств обучающегося, приобретаемых им в процессе обучения и воспитания;
- конкуренция и развитие производства приводят к постоянному обновлению технических и технологических ресурсов, вносят существенные изменения в позиции работодателей и стимулируют готовность ведущих российских инновационных учреждений профессионального образования работать на опережение с целью подготовки компетентных специалистов;
- основной целью профессионального и среднего образования является подготовка профессионально компетентных, конкурентоспособных и социально ответственных специалистов, способных к высококвалифицированному, творческому труду в сфере наукоемкого производства.
Анализ тенденций формирования требований к результатам подготовки показал, что:
в отечественном педагогическом сообществе ведется активный поиск методологического обоснования формирования требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ на основании компетентностного подхода;
под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности как результат подготовки выпускника учреждения профессионального образования для выполнения деятельности в определенных областях.
Проведенный анализ классификаций компетентностей и компетенций, предложенных отечественными и зарубежными исследователями, показывает, что:
такие свойства личности как конкурентоспособность и социальная ответственность рассматриваются разными исследователями в качестве составляющих компетентности специалиста и могут выражаться в общих или профессиональных компетенциях;
отсутствует четкое обоснованное разграничение сущности компетентности и компетенции;
компетентность включает в себя когнитивную и операциональную – технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, либо когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты;
проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях;
компетентность личности носит интегративный характер и может включать в себя компетенции;
так же, как и компетентность, компетенции разделяются по видам (сферам) деятельности человека, либо на первичные и вторичные (академические и профессиональные; базовые и специальные; общие и переносимые), либо на внутренние и внешние (персональные и социальные; отношение к себе и к обществу);
компетенции личности рассматриваются, в основном, как способности, основанные на знаниях, умениях, навыках, опыте, ценностях и склонностях человека;
проблема систематики компетентности и компетенций обучающихся и выпускников образовательных учреждений является актуальной.
В результате исследований системных свойств и закономерностей формирования компетенций с позиций психологии, педагогики и системного анализа:
обоснована структура компетентности, состоящая из «ядра», представляющего собой «Я-концепцию», основанную на ценностных ориентациях, потребностях, мотивах и индивидуально-типологических особенностях индивида, и внешней составляющей – «оболочки» как системного комплекса социально-профессиональных компетенций;
определено, что свойства компетенций должны соответствовать их качественным определенностям и системным взаимосвязям, а именно: компетенции должны быть равнозначимы; сравнимость компетенций, основывается на объективной связи между ними и на соответствии по смыслу; сравниваемые компетенции могут различаться только одним существенным видом признака.