рефераты по менеджменту

Управление процесса совершенствования довузовского образования

Страница
11

Последующий период, а именно 30-40-е гг., характеризовался быстрым развитием средней школы, и основную нагрузку по подготовке в вузы взяла на себя именно она. В связи с этим рабфаки утратили свое значение и были упразднены [166].

Дальнейшее развитие социалистического общества способствовало выравниванию социально-экономических, культурно-бытовых и других различий всех его социальных групп. Оно оказалось благоприятным фактором для дальнейшего развития системы среднего и высшего образования, и послужило толчком для перехода к обязательному всеобщему среднему образованию, что было закреплено в 45 статье новой Советской Конституции.

Второй этап развития связан с расширением в 60-е годы ХХ века системы довузовской подготовки. В этот период создают стационарные и дистанционные, вузовские и вневузовские, школьные и внешкольные, а также открытые формы довузовской подготовки (без предварительного отбора учащихся).

Когда создавались рабфаки, их целью было, во-первых, помочь получить среднее образование трудящейся молодежи и, во-вторых, привлечь ее в вузы. Однако в 1958 году количество выпускников средних школ в 3,5 раза превысило число приема в вузы [85]. Вместе с этим изменился возрастной состав студентов. Сейчас до 80 % всех первокурсников моложе 20 лет. Такой процент «омоложения» имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выпускники средних школ не имеют жизненного опыта, поэтому в большинстве случаев выбор вуза у них часто носит неосознанный характер.

Так, Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. путем анкетирования среди студентов-выпускников выявили, что в медицинском институте профессию врача избрали сознательно - 72 %, по призванию в институт физкультуры поступили - 66%, в консерваторию - 64%, в художественную академию -63%, в педагогический институт - 37,5%. Авторы подтвердили тенденцию, что когда в расчет принимается только уровень знаний абитуриентов, то в вуз попадает много «случайных» людей, а профессионально-ориентированная молодежь оказывается за его стенами [53].

В конце 60-х годов перед многими вузами встала проблема улучшения приема профессионально-ориентированной молодежи. С целью ее снятия 20 августа 1969 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях». Тем самым было положено начало созданию подготовительных отделений (ПО) нового типа, со своей структурой организации и содержания, которые не утратили актуальности и в наше время.

За годы своего существования ПО превратились в стабильный источник пополнения высшей школы специально подготовленной трудящейся молодежью. Если в 1969 году в системе Министерства просвещения СССР ПО были открыты только в 23 педагогических вузах, то к 1976 году - в 136, что составило 15% от ежегодного планового приема на дневное отделение [148]. В процессе работы вузы приобрели опыт в комплектовании ПО, организации учебно-воспитательного процесса. Эффективную помощь в этом вузам оказали Министерство просвещения РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования, ГУВУЗы, направлявшие в вузы инструктивные материалы, в которых анализировался и обобщался опыт работы ПО.

Наряду с этим необходимо отметить, что немаловажный вклад здесь внес учебно-методический кабинет по высшему и среднему педагогическому образованию Министерства просвещения РСФСР, который организовал разработку проблемы «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса педагогических институтов у слушателей ПО» [13].

С целью дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической ориентации слушателей, учебно-методической и идейно-воспитательной работы на ПО педагогических институтов приказом Министерства просвещения РСФСР от 24 августа 1982 года при Главном управлении высших и средних педагогических учебных заведений был образован Научно-методический Совет по совершенствованию деятельности ПО [13], в состав которого вошли опытные специалисты и заведующие ПО 15-ти вузов РСФСР. Приведенные факты свидетельствуют о том особом значении, которое играют подготовительные отделения педагогических вузов для системы просвещения.

Уже в 1970 году, через год после создания ПО, вышел приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 октября «О проведении зональных совещаний-семинаров заведующих ПО при высших учебных заведениях» [16]. В это же время выходит большое количество - учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, разработок по многим специальностям [28, 95, 41 и др.], публикуется ряд работ, посвященных разным сторонам деятельности ПО [28, 54, 65, и др.].

Анализ социально-педагогических проблем регулирования состава студенчества высших учебных заведений показал, что также как и создание первых рабфаков, открытие ПО было вызвано социальной необходимостью и явилось важным звеном в системе мероприятий руководящих органов КПСС и правительства, направленных на предоставление трудящейся молодежи дополнительных, самых широких возможностей к получению высшего образования.

Третий этап связан с реформированием российской системы образования в начале 90-х годов ХХ века: в этот период начинает развиваться многоуровневая система высшего образования; получают практическое воплощение идеи непрерывного образования.

Предлагаем обратить внимание на следующие особенности организации довузовской подготовки в современной российской системе образования: добровольность участия; свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития учащихся; возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества; непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую; нестандартный подход к оценке результатов деятельности школьников; динамическая ориентация образовательного процесса на профессию.

Идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразовательная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым человеком самообразования, которое в наибольшей мере соответствует его интересам, мотивам, ценностным ориентациям.

Обращаясь к месту и роли довузовской подготовки в системе непрерывного образования, следует отметить, что в системе педагогических знаний не выделяют довузовскую подготовку в отдельную отрасль. Следствием неопределенности отношения педагогической науки к проблеме перехода от средней школы к высшей можно считать отсутствие категории довузовской подготовки в законодательстве Российской Федерации.

Вопросы образования в нашем государстве регулируют два законодательных акта – «Закон об образовании» и «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но ни в одном из них не присутствует категория довузовской подготовки. Этому есть ряд объективных причин.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту