Одной из них можно считать отношение к довузовской подготовке как к системе, носящей вспомогательный характер, ориентированной на решение утилитарной задачи — поступление потенциального абитуриента в высшее учебное заведение, а как следствие — отсутствие конкретного квалификационного результата, то есть, если говорить формальным языком, образования. Как известно, «в системе профессионального образования нашей страны выделяются четыре квалификационных уровня:
1. рабочих профессий;
2. специалистов среднего звена;
3. специалистов высшей квалификации;
4. специалистов научной квалификации» [2, С.36].
Ни одному из перечисленных уровней выпускник практически любой организационной формы довузовской подготовки не соответствует.
Вторая причина кроется в дополнительном характере довузовской подготовки и в почти полном отсутствии специализированных образовательных учреждений, ее осуществляющих. Довузовскую подготовку слушатели проходят либо непосредственно в вузах, либо в общеобразовательных учебных заведениях. Однако рассматриваемый вид образовательной деятельности не является главной целью ни в одном из них, что подтверждает, например, «Типовое положение об общеобразовательном учреждении»: «Общеобразовательное учреждение является основным звеном непрерывного образования и предоставляет право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов».
Третья причина связана с изменениями педагогической практики в стране. Если в советское время подготовку к обучению в высшем учебном заведении осуществляла средняя общеобразовательная школа, то теперь она, к сожалению, с трудом справляется с этой функцией. Связано это с несовпадением учебных программ различных предметных областей, автономным существованием вузов, особенностями требований ЕГЭ, различным эквивалентным содержанием школьной пятибалльной системы, образовательной спецификой регионов.
Касаясь возрастных рамок, довузовскую подготовку также можно рассматривать двояко. В широком смысле она включает в себя все ступени, которые предшествуют вузовскому этапу. Но традиционно этот термин «используют применительно к образовательным услугам, получаемым учащимися старших классов образовательных учреждений разного типа сверх базисного плана или в рамках его инвариантной части, как правило, при прямом или косвенном участии в образовательном процессе высших учебных заведений, а также на подготовительных курсах, малых факультетах и факультетах довузовской подготовки вузов» [1, С.17]. Иными словами, в этом случае возрастные рамки довузовской подготовки значительно сужаются и охватывают период осознанной подготовки молодежи к поступлению в вуз (как правило, это ученики 10х–11х классов средней школы и лица, получающие начальное и среднее профессиональное образование)
Считаем, что довузовская подготовка — специфическая педагогическая категория, которую следует понимать как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
Любой учитель, студент, ученик и т.д. обязательно взаимодействует с образовательной средой, в которой он должен адаптироваться, усвоить ее нормы и правила, измениться сам (личностно и профессионально), и по возможности влиять на изменение, развитие этой среды.
Особенно значимым в профессиональном становлении личности является период между школой и вузом, когда школьники, молодежь зачастую проявляют скоропалительный, необоснованный выбор профессии.
В этих условиях довузовская подготовка, реализуя принцип профессионализации, старается способствовать более успешной социализации молодежи, гибко реагируя на такие факторы, как возраст учащегося, место его рождения и/или проживания, национальность, уровень развития, семья, среда окружения и др.
В основу процесса довузовской подготовки положен ряд таких характеристик как: гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности; параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования; преемственность, органично дополняющая учебный процесс в основном и дополнительном образовании; рационализация содержания обучения (непосредственная связь его с целями обучения, внимание к междисциплинарным курсам); открытость — здесь могут обучаться без предварительного отбора не только школьники — учащиеся выпускных классов, но и другие группы и категории учащихся; усиление внимания к вопросам профориентации, раннего профессионального отбора в подготовке специалистов; развитие форм и режимов обучения в направлении обеспечения максимальной «дружественности» по отношению к слушателям.
Подзолков В.Г. указывает, что достижение цели образовательной политики в системе непрерывного образования должно выстраиваться как постоянное взаимное согласование запросов и возможностей, и координации действий, по крайней мере, разных пяти групп «пользователей», заинтересованных, каждый по-своему, в деятельности системы образования и поэтому активно проводящих свою политику в отношении последней.
Первый «пользователь» — это государство, перед которым школа отвечает за то, какого гражданина она формирует.
Второй — это город как мегаполис, требующий своего специфического регионального образования, или район, обладающий качественно другими образовательными потребностями в сравнении с мегаполисом.
Третий — это различные социальные слои и группы населения города или района, чьи образовательные потребности школа призвана удовлетворять.
Четвертый — это семья и региональная общественность, вместе с которыми школа должна осуществлять воспитание и социализацию детей и подростков.
Пятый — это те полипрофессиональные сообщества, которые сегодня создают фрагменты новых наук и практик XXI века и нуждаются в принципиально новых определяющих системах образования.
Через систему образования в регионе должно осуществляться качественное воспроизводство работников любой сферы (а, следовательно, поддержание оптимального функционирования региона как определенного социума), должны идти процессы социализации и развития людей, отвечающих требованиям времени, способных на качественно новом уровне развивать все общественные сферы региона; образование в регионе должно помочь сохранить существующий уровень жизни, общественного производства, культуры и т. д. на этапе спада и оказать существенное влияние на реализацию этапа возрождения и подъема.
Региональная система образования должна противостоять чужеродным воздействиям нехарактерного образа жизни, антикультуры, избирательно подходить к трансляции зарубежного образовательного опыта, исключая его необоснованное доминирование, противостоять формальному реформизму, который губительно действует на все сферы жизни общества, разрушает преемственность и динамизм общественного развития.