рефераты по менеджменту

Теория социального менеджмента

Страница
7

Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как субъект упр-я придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только при помощи гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и рациональности и эф-ти упр-я.

Гос-во реализует свое полит. воздействие посредством законодательства устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их роль по мере развития гос-ва повышается.

Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос-ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл. правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение граждан от власти.

Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить д-ть Гос-ва под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа, развитии народного самоупр-я.

Формы реализации власти народа:

1) непосредственно через местное самоупр-е;

2) через органы гос власти.

В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах власти.

Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса, нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и больших соц. групп, наций, народностей, Достижения такого баланса интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос-ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение, распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот. контролирует гос-во.

Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:

1. Законы природы.

2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.

3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой, нравствен. культурой населения.

4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.

Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:

- важность и значимость для общества обществ. отношений;

- возм-ть саморегуляции.

Мех-мы и аппарат гос-ва.

В гос. аппарат входят:

- законодательные орг.;

- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);

- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);

- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).

В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).

Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.

1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):

- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)

- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов граждан…)

- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)

2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):

- разделение властей;

- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности, сочетание коллегиальности и единоначалия).

Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.

К гос. органам относятся:

- мин-ва;

- ведомства;

- местное самоуправление;

- суды.

Признаки органа гос-ва:

1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);

2) состоит из гос. служащих;

3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;

4) нах. на бюджетном финансир-и;

5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для исполнения.

Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.

Особенности объекта соц. упр-я.

Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.

О упр-я выступают:

§ общественные отношения;

§ обществ. процессы;

§ соц. организации;

§ соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).

Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы развития.

Связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми;

- неустойчивыми;

- закономерными;

- случайными.

Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б. охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).

Классификация общественных процессов:

1. По формам общественной жизни:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту