В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения м\у людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми и неустойчивыми;
- закономерными и случайными.
Когда связи м\у событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как общественный процесс.
Именно эти связи явл. главным объектом СУ.
Классификация соц. процессов:
1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ, личностная…);
2) по обществ. содержанию;
3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность людей низкая, средняя, высокая);
4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ. связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);
5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные, внутригрупповые), внешние (межгрупповые)).
Следующий компонент СУ – ресурсы.
Ресурсы:
- запасы;
- предельное значение какого либо средства.
Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности (соц., познавательной, общ-ва в целом).
Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц. ресурсов. С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич., кадровые, орг., научные…).
Особенности соц. ресурсов:
(1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);
(2) они возобновляемы;
(3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают деградировать;
(4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;
(5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и вз\заменяемостью.
В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.
Отношения внутри упр-щей системы:
- вертикальные, горизонтальные, отношения м\у рук-ми и подчиненными в каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я координации);
- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние, межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные, постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).
Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны м\у собой. Упр-е предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.
Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.
Выводы:
1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и связях м\у собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м. рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом единстве.
2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:
- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.
- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.
3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве субъекта упр-я.
Понятие «организация» употребляется в трех значениях
1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция, П…);
2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра системы);
3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой системы;
Хар-ка структуры:
По степени сложности
формализации
централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы организаций:
- формальная;
- неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:
- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей, прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции:
- общая цель деят-ти;
- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл. правила, сложившаяся орг стр-ра;
- взаимодействие с внешней средой;
- использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на:
- координационные
- контрольные
- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация бывает линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг. отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная, неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т стиль упр-я.
Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и лижерских спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение, различают след-е решения:
ü детерминистские (реш-я уверенности);
ü вероятностные (реш-я риска);
ü стратегические (реш-я неуверенности).
Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное. Пр.: при принятии системного реш-я);
4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
(1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с сотрудниками и без последующих их информирования ;
(2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием подчиненных;