2. З-н специализации управления.
Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях. Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.
Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени
Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем. потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.
Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв., не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции:
- формир-е соц-ориенитр-го рынка;
- построение соц гос-ва;
- соц партнерство;
осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти – неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит., технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании ген. цели над целями подсистемы.
В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач. стадия формирования закона.
Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот. опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют:
1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац. Безопасность, осущ-е независ. развития.
3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-ций.
В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.
Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются органы упр-я в сложившихся соц усл-х.
Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.
Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся общим началом совмест. д-ти.
Вз\связь принципов, законов, закономерностей.
Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а те в свою очередь поражают принципы СУ.
Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.
Принципы:
1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его обсуждении.
2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.
3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.
4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.
5. Научности СУ.
6. Прогнозирования СУ.
7. Мотивации труда.
8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
9. Экономичности и эффективности упр-я.
10. Системности.
11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект упр-я).
13. Обязательности обратной связи.
14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.
15. Делегирования полномочий.
16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.
17. Гласности в принимаемых решениях.
Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать принципы.
Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на упр-й объект для достижения поставленных целей;
- способ достижения пост. целей.
Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована на систему (объект упр-я).
Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.
Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие прямое и косвенное.
В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т поддерживать систему в динамическом равновесии.
Методы:
- социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
- социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
- экономические (реализ. через экон. стимулы);
- административные;
- самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).
Все методы м. поделить на 2 группы:
ü основные;
ü вспомогательные;
Сколько целей, столько и методов.
Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы = комбинация основных методов.
1. Соц. методы управления связаны со способами достижения соц. целей общества.
Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:
- соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами, работниками…);