(3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в коллективе;
(4) принимаемое совместно с сотрудниками;
(5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:
· директивный;
· директивно-коллегиальный;
· коллегиальный;
· коллегиально-либеральный;
· либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.:
· концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);
· спос-ть вз\дейст-ть с людьми;
· диагностические спос-ти;
· аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);
· технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия:
- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение их с реал. Условиями;
- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;
- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;
- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю, кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;
- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;
- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств. компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют типы решений:
1. Импульсивное П > К
Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ≥ К
Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но незначительно.
3. Уравновешенное П = К
Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .
4. Осторожное П ≤ К
Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.
Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:
ü информационные;
ü мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш-я);
ü характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в группе, если принимается групповое реш-е);
ü технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур, методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:
- на дело
- на других
- на вышестоящего рук-ля
- на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д. быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин. реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5 стадий для творческого решения проблемы:
- изучение проблемы;
- выработка идей;
- отсев примененных идей;
- планирование нововведений;
- обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно касается.
Стадии принятия решения:
ü настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в них);
ü цели;
ü критерии оценки;
ü информация;
ü планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);
ü действие (практич. работа по реализации плана);
ü анализ действий для их улучшения.
Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.
Соц. контроль и эффективность упр-я.
Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред. обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.
3 способа осущ-я соц. контроля:
а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп.
б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп.
в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и «ответственность». Свобода не возможна без ответственности.
Формы ответственности:
- политич-я;
- юридич-я;
- нравственная;
- финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б. рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-ва.
Функции соц. контроля:
- диагностическая;
- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);
- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;
- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского фактора);
- педагогическая
- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля:
· предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);
· текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);
· последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех остальных ср-в.