Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.
К субъектам управления относятся население, органы власти (федеральные, региональные, местные), органы местного самоуправления в муниципальных образованьях, гражданские институты общества и институт менеджмента и финансово-промышленные группы, которые создаются в местных сообществах в рамках Программы «СЭПИН». К объектам управления — социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.
Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административно-организационным, юридическим, научным и т.д.). Среди них особенно выделяются социальные, которые являются объединяющими во всей системе управляющих воздействий. В их содержание входит совокупность мер по мотивации человеческого поведения, отношения к труду. К социальной организации относятся проектирование и создание социальных организаций, их постоянное инновирование, технологии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки социальных менеджеров.
Процесс управления и механизм самой системы социального менеджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анализа и хранения социальной информации, передачи ее субъектам Управления и осуществления контроля за деятельностью субъектов Управления по социальным нормативам на разных уровнях управления.
Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:
• социального проектирования и программирования;
• сбора и анализа социальной информации на основе современных вычислительных средств, прежде всего компьютерной техники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;
• сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;
• создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в обществе в целом (за счет инновирования целей организации, прояснения перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);
• психологического влияния (специальные тренинга и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил личности, в том числе и менеджеров;
• методов самосовершенствования личности, в том числе личности менеджера, развития самоменеджмента;
• использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных исследованиях, пригодных для повседневных и перспективных задач, социологии управления.
Только системный подход ко всему комплексу проблем, решаемых в рамках системы социального менеджмента, позволит подъять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят перед современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дисциплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.
Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:
1) особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;
2) процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества.
В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функциям управления относятся:
§ планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных . целей;
§ организация — форма проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элемента процесса реализации планов и целей социального управления;
§ координация (регулирование) — форма проявления целенаправленного воздействия, предусматривающая обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;
§ стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, предусматривающие обеспечение повышения эффективности системы менеджмента как элемент процесса реализации целей управления.
Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако, переход от одной ступени (уровня) социального травления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли. Например, ведущая для министерского уровня функцией прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.
Если основные функции являются общими для любых процессов (Социального управления, в каких бы системах управления обществом они ни осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или [иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии — подготовительную, производственную и заключительную, — каждая из которых, (обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является в свою очередь комплексной и включает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия.
Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций, который предполагает:
§ четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
§ выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
§ четкое разделение труда между функциональными и линейными звеньями управляющей системы;