рефераты по менеджменту

Социальный менеджмент

Страница
6

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации). Все методы управле­ния органически дополняют друг друга, находятся в постоянном дина­мическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой I Деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления;

§ организационно-административные, основанные на прямых ди­рективных указаниях;

§ экономические, обусловленные экономическими стимулами; социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

§ самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

В наиболее общем виде все методы управляющего воздействие можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основные относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономически организационно-технических и др.). Сложными, или комплексным методами социального управления являются комбинации основаны методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные, социальные и социально-психологические методы управления.

Социальные методы управления связаны со способами достиже­ния социальных целей общества не только экономическими, организа­ционно-административными способами мотивации человеческого по­ведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, по­вышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, ме­неджеров в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли соци­ального) они во многом определяют содержательный аспект управле­ния и задают вектор развития всем другим методам воздействия. На­пример, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социаль­ной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы менеджмента включают широкий спектр ме­тодов социального нормирования, социального регулирования, мо­рального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы вклю­чают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правил внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним отно­сятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профес­сиональной деятельности.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирова­ния и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологиче­ского механизма, действующего в коллективе, в состав которого вхо­дят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, сис­тема взаимоотношений, социальные потребности и другие социаль­но-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характе­ристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспече­ние растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активно­сти личности и эффективной деятельности коллективов.

Психологические методы управления направлены на регулирова­ние отношений между людьми путем оптимального подбора и расста­новки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оп­тимальные количественные и качественные отношения между работ­никами с учетом психологической совместимости. К методам гумани­зации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение твор­ческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обуче­ния направлены на профессиональную ориентацию и подготовку лю­дей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся спо­собы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные зако­ны социального развития и законы психологии. Объектом воздейст­вия здесь являются социальные и психологические процессы на уров­не народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления представляют собой спосо­бы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении по­нимается экономический расчет, основанный на сознательном ис­пользовании всей системы экономических законов и категорий ры­ночной экономики.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Эко­номическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу со­ставляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система эконо­мического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтере­сованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на сле­дующих основных принципах:

§ взаимосвязь и согласованность целей экономического стимули­рования с целями развития организации;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту