Первые: общелогические (анализ, синтез, моделирование, проектирование), общенаучные (наблюдение, эксперимент, обобщение опыта), исторические (сравнительно-исторические, генетические, структурный), социологические (анкетирование, мониторинг), психологические (тестирование), математической статистики.
Вторые:
1.Социально-экономические – воздействие на материальные и моральные, семейные и др.интересы и потребности (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронаж и бытовое обслуживание, моральная помощи и санкции).
2.Организационно-распорядительные – воздействие на мотивы (осознание необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга, ответственности). Они опираются на регламентирующие и нормативно-правовые акты.
Организационные, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответсвенность различных звеньев в органах управления соц.службами, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие на решение задач соц.служб.
Распорядительные позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устраняют вскрытые недочеты, тем самым внося динамичность и оперативность в соц.работу.
Основными организационно-распорядительными методами являются:
-регламентирование (разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения – приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание),
-нормирование (установление нормативов численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и др.)
-инструктирование (разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережение от возможных ошибок);
-подбор и расстановка кадров,
-контроль, проверка исполнения, критика и самокритика.
3.Психолого-педагогические характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения (общественное и групповое мнение, настроения, вкусы, желания, увлечения, мода и др.).
К этим методам относятся:
-убеждение (разъяснения, советы, аргументированные рекомендации, положительные примеры и образцы активной жизнедеятельности клиентов),
-внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявления творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций.
-исправление, корректировка поведения (игровая, дискуссионная терапия).
3. Фандрэйзинг как технология социального менеджмента.
«Фандрэйзинг» (fundraising = поиск, добывание средств), это методика, апробированная и распространенная за рубежом, использующаяся при формировании финансовых средств социо-культурных организаций и благотворительных фондов как поиск дополнительных источников финансирования.
Фандрэйзинг представляет собой отдельную профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных средств. Это основа формирования бюджета некоммерческих организаций за счет привлечения средств потенциальных спонсоров и меценатов из числа:
-предпринимателей,
-благотворительных фондов,
-частных лиц и
-государственного сектора управления.
(В Америке самую значительную часть фин.поступлений в сферу культуры составляют взносы (иногда очень мелкие – несколько десятков долларов) большого числа частных лиц. На втором месте – гранты благотворительных фондов, на третьем – пожертвования коммерческого сектора \фирм, банков, страх.агентств\ и лишь на последнем – государственные вложения, субсидии государства. В России – 90 % государство).
Структура ФО
Руководство фандрэйзинговой организации, которая может быть специально создана при каком-либо учреждении социо-культурной сферы, осуществляют авторитетные и состоятельные лица, которые формируют ядро Совета попечителей и вносят в организацию первые вклады.
В этот Совет могут войти также и люди, которые:
-пополняют доходы организации из других источников,
-проводят профессиональную экспертизу,
-способствуют повышению престижа организации,
-представляют интересы региона, крупных организаций.
В уставе фандрэйзинговой организации может быть определено, что главой Совета попечителей является Президент, которому помогают вице-президент, секретарь, казначей.
Совет попечителей может нанять:
1)художественного руководителя – для создания и реализации творческих программ организации,
2)административного директора,
3)его заместителей по маркетингу, финансам, развитию.
К работе могут быть привлечены волонтеры – ее добровольные помощники.
План деятельности ФО
включает разделы:
-анализ внутренних и внешних условий, основной проблемной ситуации,
-цели организации,
-методы их достижения.
Первоначально деятельность нацеливается на
*финансовые возможности частных лиц,
*некоторых фондов, выдающих субсидии под проекты,
*местные муниципальные органы.
По мере становления ФК расширяются возможности получения финансовой помощи от
*коммерческих организаций и предприятий,
*крупных благотворительных фондов,
*федеральных и городских органов управления и учреждений.
С помощью фандрэйзинга в учреждении культуры может быть создан долевой фонд на правах юридического лица. Его преимущества:
1)в возможности перечисления различных вкладов на счет фонда ( а не учреждения),
2)в обеспечении социальных гарантий для работников учреждений (при задержке зарплаты),
3)в возможности приумножения получения средств за счет реализации новых идей и инициатив.
Основные принципы организации ФК:
1)Процесс поиска средств должен стать целой системой глубоко продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организации культуры.
2)Чрезвычайно важно, кто в коллективе будет руководить работой по сбору денег, координировать деятельность всех служб, на это нацеленных.
Например, в американском театре – это зам.директора по развитию. В его распоряжении – специалисты отдела развития, которые и разворачивают ежегодную фандрэйзенговую компанию. По мере необходимости могут наниматься на временную работу телефонисты, специалисты по почтовой рассылке, психологи для разработки сценариев бесед с потенциальными вкладчиками и тренинга с персоналом.
3)Приемы фандрэйзинга имеют свои особенности в зависимости от того, на какие категории вкладчиков направлены усилия организации культуры.
К примеру, российские пока обращаются к руководителям крупных коммерческих структур – фирм, банков, пром.предприятий, а взносы от частных лиц пока незначительны. А сейчас стоит обращаться лишь к постоянным друзьям театров, музеев и других учреждений, благодарить их за пожертвования и др.помощь, не выпускать из поля своего внимания. Это позволит расширить круг друзей и увеличить помощь частных лиц.
4)Если организация культуры хочет добиться денежных вкладов от коммерческой фирмы, она должна помочь ей в общественных связях, в рекламе продукции и т.д. Нужно убедить, что помогут создать имидж, репутацию, популярность в массовой аудитории (через организацию выставок, популярных шоу, телевизионных программ), у элитарной аудитории (нужно убеждать, что это способствует гражданскому согласию, появлению высококвалифицированного персонала).