Для осуществления любых преобразований в обществе, в том числе и в социальной сфере, требуется большое количество различных ресурсов: материальных, финансовых, социальных. Чтобы осуществить прорыв в технике, технологии, науке, культуре, образовании, необходимо сконцентрировать и ввести в прорыв достаточное количество ресурсов. Иначе план, программа, проект обречены на провал. Успешное решение этой проблемы зависит от науки и искусства социального менеджмента. С одной стороны, необходим всесторонний научный анализ всей совокупности ресурсов, социальных процессов, их оценка, знание механизмов освоения, с другой — наличие жизненного опыта, деятельность по воспроизводству и мобилизации ресурсов.
1. Формы социальной защиты населения в условиях рынка.
Социальная защита – неотъемлемая часть социальной политики, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека в удовлетворении его потребностей.
Объект ее – все население страны.
Мероприятия:
-преодоление безработицы,
-обеспечение прожиточного минимума,
-установление МРОТ
-соблюдение права на труд, на отдых, на образование.
Социальные гарантии – это материальные, политические, организационные, юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможности пользоваться предоставленными им законом гражданскими правами и свободами.
Основные формы:
-социальное страхование работающих лиц- это система правовых, экономических, организационных мер, направленных на гарантированное государством материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие болезни, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, беременности, родов, старости, безработицы, потери кормильца, а также на получение медицинской и реабилитационной помощи. (из з\пл налоги в фонд соц.страхования, он – накопительное средство)
Социальное обеспечение – форма защиты, направленная на удовлетворение потребностей и поддержание уровня жизни нетрудоспособных (по разным причинам: по возрасту, утративших…).
Формы:
-пенсии,
-пособия,
-мат.помощь (денежная и натуральная)
-денежные выплаты
-бесплатные льготные услуги.
Социальные льготы – временное или постоянное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме.
Социальная помощь – форма защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемая в натуральной и денежной форме в виде услуг и льгот, предоставляется с учетом гос.гарантий, которые устанавливаются законом.
Чаще всего соц.помощь выражается в виде доплат (к пенсиям, пособиям).
Трудная жизненная ситуация – усугубляется: потеря кормильца, травма = на грани выживания.
Основные принципы соц.помощи:
1\адресность (конкретные ситуации, конкретные люди, только им)
2\гарантированность
3\дифференцированность
4\комплексность
Соц.защита:
а\соц.страхование (тр)
б\соц.обеспечение (нетр.)
в\соц.помощь (сит.)
2. Социальная работа, ее направления и методы.
Социальная работа как явление имела место в разные исторические эпохи и в разных культурах. Еще в Древнем Вавилоне были созданы коды справедливости, призывавшие к заботе о бедных. В Древней Греции она была известна как «филантропия» (= проявление любви к человеку). В России соц.работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, когда были введены уполномоченные по призрению.
В современной России профессии «социальный работник», «социальный педагог» официально зарегистрированы в документах в марте-апреле 1991 г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества:
-социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
-эмоциональные и психологические проблемы;
-нужда и бедность;
-алкоголизм и наркомания;
-насилие и дискриминация;
-этнические и национальные проблемы;
-преступления и правонарушения;
-безработица и профессиональная адаптация;
-инвалидность и одинокая старость;
-жилищная проблема;
-опекунство, попечительство, усыновление;
-родительская жестокость и др.
Соц.работник представляет интересы:
-клиента,
-государства,
-общества.
Главная цель соц.работы – забота о благосостоянии и раскрытии способностей личности и возможностей семьи, общества.
Пути достижения этой цели:
-знакомство с клиентами, диагностика ситуации;
-выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;
-помощь в решении проблем, реализация возможностей;
-наблюдение и забота.
Важнейшие направления соц.работы:
1)помощь семье,
2)работа в экстремальных ситуациях и с группами «риска»,
3)работа в здравоохранении,
4)работа в сфере образования,
5)работа в службах занятости.
Оказывая помощь клиенту, соц.работники при этом реализуют следующие функции:
-диагностическая – изучение психологических и возрастных особенностей, способностей человека, интересов, круга общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
-организаторская – влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, влияние на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;
-прогностическая – участие в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в соц.работе,
-предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая – приведение в денйствие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, организация помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав в обществе, оказание помощи подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
-организационно-коммуникативная – включение добровольных помощников, населения в соц.работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты;
-охранно-защитная – правовая защита интересов клиентов, содействие применению мер государственного принуждения и юридической ответсвенности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.
Субъектами соц.работы являются:
1\соц.работники, соц.педагоги, оказывающие соц.помощь;
2\профессорско-препод.состав, обучающий других соц.работе;
3\исследователи, фиксирующие, систематизирующие, прогнозирующие состояние, развитие соц.работы,
4\административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в регионах, в стране в целом.
Методы и технологии социальной работы
2 группы методов: научно-исследовательские (для изучения ситуации) и преобразовательные (для воздействия на ситуацию).